18+

Почему в петербургском метро ночью так мало пассажиров?

09/09/2013

100 с небольшим дней назад в Петербурге по специальному распоряжению Георгия Полтавченко появилось ночное метро. За 100 дней ночные поезда перевезли 42 тысячи пассажиров. Это данные ГУП «Петербургский метрополитен». Вроде бы много.

      Но на самом деле в выходные в одном вагоне было в среднем 6 пассажиров, в будни – 2,5. То есть то ли проект «ночное метро» отказался жителям и туристам совершенно не нужен. То ли кто-то его саботирует.

Ночное метро – это проект, стартовавший в мае в качестве эксперимента. Сейчас поезда ночного метро курсируют только между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» каждую ночь с 1.00 до 3.00 – ночной поезд должен переправлять горожан с одного берега на другой во время развода мостов.
На самом деле, реальный график движения не совсем такой. И если прийти на станцию «Адмиралтейская» даже в 2.30, то никуда не поедешь. Вход на «Адмиралтейскую» закрывается в 2.28, а на станцию «Спортивная» в 2.40. Поезд курсирует с интервалами в 20 минут в обоих направлениях.
Кстати, проехать в метро в ночное время можно только по жетонам – как объяснила пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель, в ночное время компьютеры, обеспечивающие работу электронных систем, перезагружаются. 

Идея ночного метро давно обсуждается в Петербурге. В прошлом году ее развивали члены партии «Яблоко», за круглосуточную работу метро были собраны подписи более 30 тысяч петербуржцев. Тогда сотрудники метрополитена посчитали, сколько будет стоить круглосуточное метро – и заявили, что каждый лишний час обойдется в 1,4 млн рублей. Окупиться это может при пассажиропотоке в несколько десятков тысяч пассажиров в час.

Но в итоге воля губернатора все решила – и в апреле проект был запущен в тестовом режиме, а в мае в ночном метро поехали первые пассажиры.

Юлия Шавель говорит, что с каждым месяцем ночной пассажиропоток постепенно растет, – но это не свидетельствует об успешности проекта. Ночной поезд за 1,5 часа работы перевозит 420 человек ежедневно, и выходит, что ночное метро – это крайне убыточное предприятие.
Но не только финансовый вопрос стоит на пути реализации проекта. По словам Юлии Шавель, ночные поезда затрудняют работу метрополитена в целом, поскольку ночью там идут профилактические работы: «Ночью в метро идет уборка, проверяют и ремонтируют пути и сооружения, моют тоннели и платформы».

В общем, понятно, что особого интереса развивать ночные поездки у метрополитена нет. Вот если бы на ночные поездки появился массовый спрос – тогда другое дело. Но не очень понятно, за счет чего такой спрос вообще может возникнуть.

Например, в Петербурге с прошлого лета работают и ночные автобусы — 74 штуки, дублирующие линии городского метрополитена с 00.00 до 6.00. Однако действуют они только по выходным и в праздничные дни (за год, по информации ГУП «Пассажиравтотранс», ночные автобусы перевезли почти 180 тыс. человек, что тоже немного). Так что в будние дни пассажир, переехав на ночном метро Неву, обнаруживает, что никакой дальнейшей возможности воспользоваться общественным транспортом не имеет. Выход – только такси.

Депутат ЗакСа Борис Вишневский рассказывает, что когда «яблочники» предлагали сделать метро круглосуточным хотя бы в праздничные и выходные дни, то получили серьезный отпор: «Нам объясняли, что это очень дорого и потому невозможно реализовать. Мы предлагали поправки в бюджет, варианты, откуда взять деньги, но поправки эти не поддержали. Но почему в европейских городах метро работает круглые сутки, а у нас не может?».

Поезд между «Адмиралтейской» и «Спортивной»  Вишневский называет полумерой и не исключает, что «маршрут запустили именно летом и именно на фиолетовой ветке для того, чтобы потом рассказывать, что это не пользуется популярностью».

«Этот перегон – самый незагруженный и непопулярный из перегонов метро, это линия, которая менее всего используется. Если бы поезд пустили между Невским и Петроградкой или между «Гостиным двором» и «Василеостровской», то эти маршруты были бы куда более популярны. А лучше бы делать это сразу по всем линиям, на пяти перегонах, чтоб людям было удобно переехать с одного берега на другой».

Не случайно, полагает Вишневский, эксперимент начался летом – в это время еще тепло и светло ночью, а потому нагрузка на метрополитен меньше.
«Думаю, что сейчас имело бы смысл рассмотреть наше прежнее предложение снова: хотя бы в плане продления времени работы метрополитена до 1.00. Разница всего в час, но она значительна: есть люди, которые работают и учатся вечером, ехать им далеко; бывает, что с концерта, театра, кино можно не успеть, есть поезда, которые на Московский вокзал прибывают поздно, и с них в метро не попасть. Разговоры об этом идут давно, пора принимать какие-то меры. В Москве метро работает до 1.00, и в Петербурге когда-то так было – года до 1996-го».

А ночные автобусы, по мнению Вишневского, – хорошая идея, но в летнее время они бесполезны, если не дополняются работающими станциями метро, которые соединяют берега Невы и ее притоков. Зимой, когда мосты не разводят, хватит только автобусов – но они должны ходить каждый день, а не только в праздники». 

Окончательного решения о судьбе ночного метро Смольный пока не принял. Георгий Полтавченко говорил, что вопрос решится осенью, после завершения сезона навигации.       

Анастасия Дмитриева, фото litcult.ru