18+

Как будет выглядеть «Набережная Европы» в Петербурге после вмешательства властей

13/09/2013

На неделе Борис Эйфман сообщил, что на проект здания Дворца танца будет объявлен новый конкурс. Прежний проект не понравился управделами президента, которому отошла «Набережная Европы», где Дворец танца и должен был появиться. В управделами хотят видеть не модернистское, а неоклассицистическое здание.

    Источники сообщили «Городу 812», что закрытый конкурс на застройку «Набережной Европы» был объявлен управделами президента в начале августа 2013 года. В нем участвуют 8 архитектурных бюро, из них – 7 российских и только одна западная.

Программа конкусра требует спроектировать здание Верховного и Высшего арбитражного судов, служебное жилье для судей и аппрата, а также Дворец танца. Никакой коммерческой недвижимости не будет, все до последнего кирпича – казенное.

Срок подачи проектов – 16 сентября, примерно неделю-две их будет рассматривать жюри, в котором много чиновников и мало архитекторов.  После чего все материалы уйдут в кремлевские кабинеты,  где и будет принято окончательное решение.

Информация о конкурсе появилась в последних числах августа. Тогда же несколько петербургских архитекторов, в частности, Юрий Земцов, Евгений Герасимов, Никита Явейн сообщили о готовности к участию в новом конкурсе на  «Набережную Европы». Вероятно, они в тот момент они уже начали работу. Отказываться от приглашения управделами президента немыслимо, даже если гонорар за участие символический.

Наблюдатели полагают, что за месяц трудно придумать что-то серьезное, а если подтвердится информация, что срок окончания строительства – 2016 год, то победителю не позавидуешь.
Весной во время прямой линии президент Владимир Путин пообещал Борису Эйфману, что Дворец танца будет построен именно на «Набережной Европы». 

В июне источники сообщали,  что идет работа над изменением концепции застройки «Набережной Европы» Сергея Чобана–Евгения Герасимова, победивших в международном конкурсе в 2009 году. Речь шла о размещении судов за счет сокращения жилья. Вероятно, все усилия по адаптации прежней концепции оказались тщетными.

Год назад было принято решение. вместо элитного жилья построить на «Набережной Европы» комплекс зданий для Верховного и Высшего арбитражного судов. Из проекта вышел  инвестор – ВТБ, обещавший вложить в строительство около 2 млдр долларов.  «Европой» занялось управделами президента.

Вадим Басс, доцент Европейского университета:

- Несколько петербургских архитектурных бюро готовы участвовать в новом конкурсе на «Набережную Европы». Кого бы вы пригласили?

- Из российских архитекторов – Михаила Филиппова, у которого, кстати, был проект для этого места. Это если судить по критерию, по которому сами петербургские архитекторы предлагают – дескать, только представитель отечественной школы знает, как здесь строить, и понимает «дух Петербурга» и прочие подобные тонкие материи.

Если жестко задавать колонны в качестве условия, то из русских Филиппов, из иностранцев – Куинлан Терри.

Если же вы ходите видеть здесь что-то иное, что проходит по департаменту современной мировой архитектуры, так и звать надо ее носителей. Потому как иначе вы получите все то же самое, только в «лайт-версии». Так лучше в первоисточнике.

А насчет стиля – безразлично. Что ни построй, рядом с томоновской Биржей все равно никому не понравится. Хоть колонны, хоть стекло, хоть самый густопопсовый деконструктивизм с титаном. Так что в этом смысле как раз почти полная свобода. Вопрос скорее к художественному качеству возводимого. Напечатать скучных офисно-жилых сараев или псевдосталинок – никак не лучший вариант, это от бессилия.

Есть третий вариант – просто взять конкурсный проект Фомина столетней давности, построить один в один, а вокруг стеклянных кубиков до нужных площадей добить. Но проблема в том, что у Фомина проект был развернут не к Неве и Стрелке, а к Петровскому острову, поскольку Ватный остров тогда еще городу не принадлежал.

- Мировой тренд в проектировании театров - максимально открытое городу пространство, где жизнь кипит и без спектаклей.  Публика на улице видит происходящее в фойе и наоборот. Эту идею продвигал Перро в «хрустальном  куполе» для Мариинки-2 и ван Беркель в полупрозразном металлическом фасаде для Дворца танца Бориса Эйфмана. Кто сейчас успешно проектирует театральные здания в мире?

- Имя им легион. Если говорить про исторический контекст, обычно называют Жана Нувеля с реконструкцией Лионской оперы и Марио Ботту с Ла Скала. Из современного – все страшно любят норвежскую оперу от бюро Snøhetta и театр  Копенгагена (Хеннинг Ларсен). Из концертных залов – Френк Гери с залом Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.

- Неоклассицизм  противоречит идеям открытости?

- Никоим образом. Классика – черный ящик, что заказал, то и вынул. Хоть тоталитаризм, хоть демократию. Совершенно необязательно делать неоклассицизм помпезный. Да и насчет открытости – греческие стои и римские форумы как раз и были компромиссом между внутренним и внешним. Колоннада и есть одна из формул архитектурной открытости, сочетания защищенности и публичности.