Еще 60 лет назад гомосексуализм в Западной Европе считался преступлением – в 1952 году знаменитого английского математика приговорили к химической кастрации. Теперь в Европе и США гомосексуализм повсеместно признается нормой. Россия идет в противоположном направлении.
Как и почему меняется отношение общества к меньшинствам? Зависит ли это от действий властей, активности ЛГБТ-сообщества или каких-нибудь других факторов? На эти вопросы искал ответы «Город 812».
Секс-пионеры
В конце октября в Петербурге пройдет международная конференция, посвященная гендерным исследованиям. Однако ее участники – ученые с мировым именем – просят не афишировать событие, так как, по их мнению, говорить о вопросах пола публично становится небезопасным.
Никто из участников конференции, посвященной гендерным проблемам, не захотел даже в приватной беседе рассказывать о своих исследованиях. Организаторы мероприятия говорят, что ученые боятся скандала, боятся быть неправильно понятыми и даже физических угроз. Поэтому международная научная конференция в Петербурге пройдет втайне от широкой публики и СМИ. «Город 812» обратился к не столь пугливым экспертам, чтобы попытаться разобраться – что происходит, как и почему изменилось отношение к меньшинствам?
По словам доцента кафедры сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, врач-сексолога Михаила Екимова, гомосексуализм в России официально не относится к психическим заболеваниям и исключен из международного перечня болезней.
- Мало кто знает, что пионером сексологических исследований стала наша страна в 20-е годы прошлого века. Тогда медики Грошев и Попов впервые в мире исследовали сексуальную жизнь людей. А потом уже такие работы стали проводить в Италии и в Америке. Тогда с точки зрения медицины гомосексуализм считался болезнью. Особенно психоаналитики настаивали на том, что его надо лечить, так как гомосексуализм является следствием неправильного развития Эдипова комплекса. По их мнению, развитие шло примерно так: есть влечение к матери, но сексом с матерью заниматься нельзя, значит – придется с отцом заниматься. Поэтому гомосексуализм определяли как перверсию, парафилию, отклонение. Сегодня это также не считается сексологической нормой, поскольку сексуальная функция подразумевает два аспекта: репродуктивный и гедонистический. У гомосексуалистов присутствует только один аспект из этих двух. Таким образом, это не сексологическая норма, а нарушение по полу. Но это и не психическое заболевание, – говорит Михаил Екимов.
По его словам, приверженцев однополой любви в популяции примерно 5 – 7%. Однако в крупных городах этот процент выше.
- Мегаполисы вообще привлекают всех людей с особыми предпочтениями, так как там анонимность выше и проще найти единомышленников. Потому в городах потихоньку накапливается больший процент гомосексуалов. Но никто не исследовал. У нас сейчас вообще практически никаких исследований на эту тему не ведется, – сожалеет сексолог Екимов.
Когда однополых уравняют с одноногими
По оценкам ряда экспертов, в Петербурге до 20% людей (каждый пятый!) могут быть приверженцами однополой любви.
По мнению петербургского социолога Романа Могилевского, представителей сексуальных меньшинств в Петербурге сегодня существенно больше, чем ожидалось обществом.
- Общество как-то закрывало на их существование глаза. Раньше информация о них распространялась психиатрами, и вся статистика была в руках врачей. Я помню, в молодости нам читали лекции: тогда говорили, что их – где-то в пределах 2 – 3%. И тогда это казалось много! Но вот только сейчас, когда происходят все эти каминг-ауты, и люди перестают стесняться, начинаешь понимать реальные масштабы. Я думаю, что сегодня можно говорить уже о 20% популяции. Но о реальных цифрах судить сложно, так как я не слышал о том, чтобы проводились хоть какие-нибудь исследования на эту тему.
Изменение отношения к гомосексуалистам у нас и на Западе имеют принципиально разные вектора.
Изменения, которые происходят на Западе, естественным образом связаны с тем, что общество там давно получило адекватные представления – почему вообще возникают такого рода отношения между людьми. Что это – особый тип отношений, а не болезнь. Особая норма, что ли. Для демократии, кстати, это очень важный момент. При демократии говорят не о власти большинства, а о защите меньшинства. И на группы сексуальных меньшинств эта установка также распространяется.
У нас сейчас – бум гомофобских настроений. Но это, скорее, реакция испуга на новое, непривычное. У нас тоже постепенно будет меняться отношение. Так всегда бывает: сначала меньшинства вызывают протест, отторжение в массах. Затем общество через своих лидеров мнений начинает к ним привыкать. Я уже сейчас в транспорте иногда слышу: «Это же больные!» И это – совершенно иная этикетка, чем отношение «сволочи, испорченные люди!». Это уже шаг вперед. И в отличие от того что было раньше, когда проблема просто замалчивалась, меньшинства будут признаны, как, например, признаются одноногие, – говорит Роман Могилевский.
Две вехи в истории
– Отношение к гомосексуализму меняется, потому что развитие общества – возвратно, хотя чаще оно поступательно и идет вперед. Были периоды, например, в Древней Греции, когда гомосексуальность не только не преследовалась, но даже вполне толерантно допускалась. А, скажем, в раннем средневековье за это сжигали на кострах. Адольф Гитлер считал, что гомосексуалы, цыгане и евреи подлежат физическому уничтожению. К чему это привело, мы знаем. Нормальное общество делает выводы из прошлого, выстраивая свое отношение в настоящем, – говорит президент Национального института сексологии профессор Лев Щеглов.
Ученый выделяет две ключевые исторические вехи, которые, по его мнению, привели к изменению отношения западного общества к гомосексуализму.
- В Европе – это конец XIX века, процесс над знаменитым писателем Оскаром Уальдом. Он был признан виновным в содомии и приговорен к каторжным работам. Он сидел в тюрьме, но тогда многие встряхнулись: на его защиту встали лучшие и самые талантливые представители эпохи – писатели, ученые, общественные деятели. Поднялся такой большой шум, что постепенно общество стало задумываться: является ли гомосексуализм преступлением. Главный тезис был – это не вина человека, а его беда. Это первая веха.
И вторая веха – осознание того, что произошло во Вторую мировую войну. Того, что натворил с меньшинствами Гитлер.
Но и сейчас на Западе отношение к гомосексуалам это – мозаика. В некоторых штатах США присутствует наказание за гомосексуальность, а, скажем, в Сан-Франциско гей-парады и карнавалы проходят с утра до ночи.
То, что происходит в России – безобразие. Полнейшее. Поймут позже. Поднялась чудовищная волна гомофобии. Очень многие меня спрашивают: «А что, действительно, так страшно нарастает гомосексуализм?» Такое ощущение складывается у людей, благодаря ряду депутатов, которые почему-то считают себя религиозными, хотя на самом деле – они просто мракобесы. Потому что статистически, гомосексуалов сколько было, столько есть, и столько же будет. Ими рождаются, а не становятся. Если бы это было не так, то в Спарте и Древней Греции при их политике, наверное, все бы были гомосексуалами. И почему тогда они не вымерли? Если вспомнить жесточайшую политику Гитлера и других тоталитарных режимов, то даже тогда их количество не уменьшалось. Просто они не высовывались, потому что это было опасно, – объясняет профессор Щеглов.
Дети меняют ориентацию
Психологи отмечают, что отношение к гомосексуализму меняется и у детей. Но совсем не так, как предполагали сторонники законов о защите несовершеннолетних от «гей-пропаганды».
- Двадцать лет назад информация об этом была только у старших школьников. Сегодня информированность по этому вопросу высокая даже у детей младшего школьного возраста. Наблюдается повышенный и явный интерес к теме. Но сведения, которые получают дети – на уровне дворовых разговоров, и это только вредит. Компетентная информации, изложенная психологами или врачами доступным языком, к сожалению, отсутствует. Проблема в том, что с детьми просто об этом не говорят. Я сталкивалась с тем, что даже младшие школьники, узнав о таких отношениях, пытаются скопировать подобное поведение, например, для выплеска собственной агрессии. То есть, у них нет истинной гомосексуальности, но они используют это как средство унижения других детей. Раньше такого не было, – рассказывает психолог ЦВЛ «Детская психиатрия» Анна Алексеева.
По ее словам, отношение в детских группах к гомосексуализму всегда было скорее насмешливым, порицающим. Но если раньше демонстративного, чувствительного, мягкого мальчика могли обозвать девочкой, то сегодня его назовут уже по-другому. И для такого утонченного ребенка это может стать большой психологической травмой, вызвать сомнения в собственной ориентации.
- Подобные насмешки крайне значимы и травматичны для ребенка: кто-то замкнется в себе, попытается отгородиться от обид коллектива, у кого-то возникнут серьезные эмоциональные расстройства. Некоторые дети начинают «копаться» в себе, выискивать отклонения, возникают первые сомнения: «А натурал ли я? Может быть, я гомосекуалист?», – говорит психолог Алексеева.
По ее мнению, подобные причины вкупе с повышенным интересом к теме могут привести к тому, что ребенок – просто из любопытства – попробует нетрадиционную любовь...
- Сегодня в России «гомофобные» законы фактически не работают. Это дымовая завеса для отвлечения людей от реальных проблем и для создания атмосферы мракобесия. Как известно, уже были случаи убийств за нетрадиционную ориентацию. В Москве были случаи, когда крепкие ребята врывались в клубы для геев и с криками «патриотизм!» лупили и женщин, и мужчин. Такое дикое презрение с ненавистью вообще характерно для людей примитивных, склонных к быстрым решениям, малообзованных и так далее. И государству это выгодно. Лозунг «Эти гады не дают нам жить!» отвлекает и от неправильного политического устройства, и от проблем ЖКХ, в конце концов, – говорит профессор Лев Щеглов.
Кроме того
Большое влияние на отношение общества к гомосексуалистами оказали громкие судебные процессы. Самый известный осужденный за однополую любовь – Оскар Уйальд. В 1895 году английский суд приговорил его за «грубую непристойность с лицами мужского пола» к двум годам каторжных работ. Публика встретила приговор криками «Позор».
Другая резонансный процесс – над английским математиком и криптографом Аланом Тьюрингом. Во время Второй мировой он взломал немецкий шифратор «Энигма», его называли отцом-основателем современной информатики. Но в 1952 году он был осужден за гомосексуальные отношения и приговорен к химической кастрации, а через два года покончил с собой.
фото blingcheese.com
Мария ГОРДЯКОВА
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего