16+

Откуда брались и куда тратились деньги в бюджете дореволюционного Петербурга

25/09/2013

Откуда брались и куда тратились деньги в бюджете дореволюционного Петербурга

На неделе Смольный разработал бюджет Петербурга следующего года. Но «Город» решил написать не о нем, а о бюджете Петербурга при царском режиме. Тогда тоже были бюджеты - совсем как нынешние, только совсем другие. На свою жизнь город зарабатывал сам в буквальном смысле слова.


        Полноценное местное самоуправление появилось в России, как и вообще все хорошее, в эпоху Великих реформ Александра II. Именно в это время петербургская Городская дума, которая существовала и раньше, стала полноценным органом власти, управляющим городским хозяйством. Тем более, что как раз в это время началось стремительное развитие Петербурга и у города появилось то хозяйство, которым можно было управлять.

На первом этапе (первые выборы в реформированную Городскую думу прошли в 1873 году) доходные статьи городского бюджета мало отличались от нынешних. Главным их источником были местные налоги.

Оценочный сбор, который был чем-то вроде налога на прибыль от объектов недвижимости, давал до 40% всех доходов. На втором месте шли сборы с торговли и промыслов, которые на современный язык можно перевести как патенты. Они давали до 20% доходов.

Еще порядка 10% давали адресный (плата за прописку по месту жительства) и больничный (аналог взносов в фонд ОМС, который платили все работающие горожане) сборы. Все остальное наскребалось по мелочи – доходы от городской недвижимости, сборы за прохождение судов под разводными мостами и их зимовку в Обводном канале, налоги на роскошь, которым облагались лошади и собаки и пр.
Самой главной расходной статьей были государственные учреждения: «участие в расходах на содержание войск и городских тюрем», полиции, пожарной команды, судов.  В бюджете 1873 года эта статья составляла 35% бюджета, хотя тут же начала сокращаться за счет роста других расходов и к 1913 году составляла уже 7%, хотя в абсолютных цифрах удвоилась. Далее шли расходы на содержание улиц и мостов, включая освещение. В 70 – 80-х годах – более 20%.

На саму себя Городская  дума изначально тратила около 10% бюджета. На здравоохранение шло 7 – 8% бюджета, на образование – 2 – 3%.

Однако практически сразу картина начала меняться. В 1884 году петербургскому самоуправлению были переданы все больницы, после чего доля расходов по статье здравоохранение выросла до 20 – 25% и постепенно сократилась до 16% в 1913 году, хотя в абсолютных цифрах рост был с 2 до 7,5 миллиона рублей. Помимо больниц местное самоуправление содержало врачей общей практики («думских врачей»), которые бесплатно принимали малоимущих – с утра у себя дома, а вечером – на квартирах больных и выписывали рецепты на бесплатные лекарства.

Помимо этого Дума содержала множество других учреждений здравоохранения, включая лабораторию для исследования пищевых продуктов, которая, чтобы далеко не ходить, располагалась прямо на Сенном рынке (был прямо на Сенной площади), в здании гауптвахты. 

Еще раньше, в 1876 году, Дума прибрала к рукам начальное образование, которое прежде курировалось министерством. Город получил 16 одноклассных училищ, а к 1908 году в Петербурге существовало 315 городских школ, в которые ходило порядка 40 тысяч учеников. Плата за обучение составляла 2 рубля в год, но малообеспеченные могли от нее освобождаться. В 1903 году, в честь 200-летия Петербурга, городские начальные школы стали бесплатными. Под занавес царского режима до 65% учеников получали бесплатное питание. Соответственно, расходы по статье народное образование выросли с 80 тысяч рублей (1,8%) в 1873 году до 4,3 миллиона (9,2%) в 1913-м.

Эта идиллическая картина в глазах современников, впрочем, была не такой красочной: мест в городских больницах и училищах не хватало и картинки в газетах столетней давности на эту тему мало чем отличались от современных (см.) Обыватели всегда недовольны.

Однако ключевой сюжет в истории старорежимных бюджетов – городские предприятия. Если сегодня «Водоканал», ГУП «ТЭК», городской транспорт должны стремится (теоретически) к тому, чтобы их услуги были максимально дешевы для населения, а прибыль, соответственно, нулевой, тогдашние отцы города не стеснялись на них зарабатывать.

Сначала городской водопровод и конка были частными предприятиями, платившими городу небольшую концессионную плату. Но довольно скоро в Городской думе (состоявшей сплошь из представителей торгово-промышленного сословия) поняли, что это слишком выгодный бизнес, чтобы отдавать его кому-то на сторону.

Первой Дума приобрела городскую скотобойню на Обводном (1873 год), потом выкупила водопровод (1891 – 1893). В 1898 году, когда закончилось действие концессионного договора, Дума получила конку, однако еще несколько лет судилась с бывшими концессионерами. Трамвай в 1907 году строился уже как полностью городское предприятие. К 1917 году во всю шла разработка проектов метро.
Самым доходным городским предприятием была конка/трамвай, потом с четырехкратным отставанием шел водопровод, за ним телефон, газовые заводы, скотобойня, ломбард, городская аптека. Все вместе в 1913 году они давали 26 миллионов рублей, что составляло 56% доходных статей городского бюджета. При этом цены на услуги городских предприятий не были заоблачными, о чем можно судить по массовости распространения таких благ цивилизации, как водопровод или общественный транспорт.
В итоге к 1913 году распределение доходов и расходов эволюционировало следующим образом. Оценочный сбор с недвижимости сократился с 40 до 15% доходной части бюджета, заняв второе место после доходов от тогдашних ГУПов. Все остальные поступления измерялись однозначными цифрами.
Адресный сбор планировалось отменить к 1914 году как «несправедливый», вместо него Дума получила часть квартирного налога, который прежде зачислялся в государственный бюджет. Этот налог платили все, кто снимал квартиры, то есть практически каждая петербургская семья. Но его доля в бюджете составляла лишь 1%.

Налог на роскошь в 1904 году пополнился новыми объектами налогообложения. Вместе с владельцами лошадей и собак его должны были платить владельцы автомобилей и велосипедов (однако собираемость была низкой: в 1906 году ревизия выявила 75% неучтенных собак и 54% автомобилей).
Принципиально поменялись и статьи расходов. Первое место заняло содержание городских предприятий. Формируя более половины доходов, они стоили городу 27% всех его расходов. Здравоохранение занимало второе место (16%), образование – четвертое (9%). Между ними появилась новая статья расходов – обслуживание госдолга (13%).

К концу 1913 года непогашенный облигационный долг города составлял 112 миллионов рублей, в 2,5 раза превышая годовой доход бюджета. Однако эта сумма не считалась чрезмерной – в пересчете на душу населения долг Петербурга был несколько меньше, чем у Москвы (56 рублей против 81) и не шел ни в какое сравнение с другими европейскими столицами. В Париже он составлял 377 рублей, в Лондоне – 255.

На заемные средства были построены практически все мосты через Неву, созданы трамвай, ломбард, телефонная связь, мусоросжигательный завод и «фекалепровод», по которому собранные со всего города отходы выливались в Финский залив на расстояние 5 км от берега, выкуплены водопровод и конка. Займы брались на 50 – 60 лет под 4 – 5%.

За 40 лет с 1873-го по 1913-й доходы бюджета выросли с 4,8 миллионов рублей до 47,2 миллиона, то есть в 10 раз. Это, конечно, далеко не те темпы роста бюджета, которые мы  видели совсем недавно. И с точки зрения роста объема городских активов  – никакого сравнения.        

фото telenir.net

Антон МУХИН








Lentainform