16+

«Я эту картину смотрел не отрываясь. И рекомендую ее всем...»

27/09/2013

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Итак, исторические сериалы. Часть вторая. Сегодня говорим о европейских исторических сериалах. Они много чем отличаются от американского формата. И это хорошо – потому что нельзя все время есть одну и ту же еду, даже если она очень вкусная.


               Начать надо с крайне скандального, 2013 года, сериала «Наши матери, наши отцы» (Unsere Mütter, unsere Väter). Это мини-сериал – три серии по 1,5 часа каждая. История пяти молодых немцев: трех парней (один из которых еврей) и двух девушек. Их молодость совпала со Второй мировой войной.

Сериал обоснованно претендовал в Германии на титул события года. А в России он вызвал такой скандал, что наш МИД направил претензию послу ФРГ с претензиями. Наши патриоты увидели в этом кино очернение советских солдат, потому что там есть сцена, в которой наши войска в конце войны в ходе наступления врываются в госпиталь и начинают добивать тяжелораненых немцев и потом насиловать медсестру (как раз одну из героинь).

Меня очень трудно заподозрить в желании очернить наших отцов и дедов. У меня в семье 17 человек через блокаду прошли и не прошли. Из восьми прадедушек и прабабушек в блокаду легли шестеро. Так что какой-то к немцам любви или жалости у меня нет. У меня мама до сих пор помнит, как она с голоду младшего брата за палец укусила и как бабушка умирала. Поэтому я имею полное моральное право сказать, что все эти претензии к немецкому сериалу – бред собачий. Либо люди не смотрели этот фильм и цеплялись за формальную сторону вопроса. Либо смотрели, но не увидели его высокой художественной значимости. Это прекрасный фильм, это очень честная попытка немцев задать беспощадные вопросы про себя. Никакого очернения Красной армии там нет.

Высказывая претензии к сцене с изнасилованием, наш МИД говорил, что на войне такие случаи были единичны. Конечно, это не так, такого было много. Но что это меняет в нашем отношении к отцам и дедам? Любая страшная война сопровождается страшными вещами. И как раз этот фильм про то, как война и гитлеровский режим из очень хороших ребят делают чудовищ – не из всех, кто-то с ума сходит, кто-то дезертирует.

Поляки, кстати, про этот сериал заголосили, что там поляков антисемитами показали. Но чего же бояться прошлого – антисемитизм в Польше того периода хорошо известен. И пытаться изобразить все благородными мужами с томиками Шиллера под мышкой – смешно.

В общем, я эту картину смотрел не отрываясь. И рекомендую ее всем. Два небольших недостатка фильма – это излишняя политкорректность по отношению к персонажу-еврею. Политкорретность понятная – снимали немцы, тема эта для них больная. Второй момент – внешне страшные актрисы. А самая красивая женщина в фильме – советский офицер, которая как раз и останавливает это изнасилование в госпитале.

В остальном фильм прекрасный. Но это единственный пример хорошего исторического сериала в Германии. Поэтому перехожу к Франции, к двум французским сериалам.

Один называется «Тайна замка тамплиеров», 2010 года выпуска. Этому сериалу наши дали такое дурацкое название, чтобы завлечь зрителей. В оригинале он называется «Командорство». Речь там о командорстве ордена госпитальеров, потому что орден тамплиеров к тому моменту был уже уничтожен.

Главная прелесть сериала в том, что сделан он в манере а-ля натурель. Это не красивые Средние века, авторы пытались воспроизвести все так, как было на самом деле: блеклые краски, красные рожи, грубость нравов, тотальная неграмотность. И с этим фоном все получилось очень органично. Плюс  внятная авантюрно-любовная история. Там еще голую графиню пытают, которая, в отличие от немецкого сериала, хороша собой.

Этот сериал не несет никакой социальной нагрузки, но с ним можно хорошо провести время и окунуться в средневековый антураж.

Второй французский сериал совсем свежий. Называется «Одиссей». Он условно исторический, поскольку сделан по мотивам гомеровской истории. Это еще одна ее трактовка, любопытная. Там неожиданные подачи характеров. Один из самых неприятных персонажей – сам Одиссей. Брутальный, злой, жестокий и совершенно не соответствующий моему восприятию Одиссея. Он для меня был одним из немногих героев Гомера, у которого прослеживается чувство юмора. Здесь ничего этого нет, но зато есть очень красивая Пенелопа, очень голубоватый Телемак. В этом сериале французы  активно внедряют заднеприводную тему. Потому что у них теперь это политкорректно – если идет традиционная любовная линия, то тут же показывают двух греческих воинов в одной постели.

Наконец из многих английских исторических сериалов я рекомендую один – вернее, два, но снятые по связанным между собой романам о средневековой Англии писателя Кена Фоллетта. Называются «Столпы земли» и «Мир без конца». Книги Фоллетта – это очень добротная литература, но мне они показались несколько занудными, а в сериалах этого нет – по 8 серий каждый, все динамично. В «Столпах земли» – шикарный актерский подбор,  хорошие декорации и симпатичную графиню там тоже насилуют.

В прошлый раз я пообещал, что рассказ об исторических сериалах будет в двух частях. Так вот, я обманул – будет и третья часть. О псевдоисторических сериалах.              

ранее:

«Когда закончились и «Рим», и «Тюдоры», я по-детски расстраивался»
«Декстер» входит по всем оценкам в десятку лучших мировых сериалов, то есть это the best»
«Вице-губернаторы Петербурга не выбирают себе водителей...»

 «Я не хочу писать диссертацию. Даже по-честному»
«Тарантино постарел и идет дорогой Никиты Михалкова»
«Cамый большой рейтинг будет у программы, в которой Ксению Собчак по голой спине начнут бить кнутами»











Lentainform