16+

Какие петербургские спектакли претендуют в этом году на звание лучших

30/09/2013

Какие петербургские спектакли претендуют в этом году на звание лучших

В Петербурге в очередной раз собираются вручать «Золотой софит». Судьба высшей театральной премии Петербурга какое-то время оставалась под вопросом (культурное начальство как-то неласково отнеслось к мероприятию, «открыв для себя», как говорят на ТВ, что в театре случаются скандалы). Однако сейчас все в порядке, благосклонность восстановлена, праздник состоится.


           Из года в год «Золотой софит» порождает одни и те же вопросы. Вернее – порождал до той поры, пока окончательно не утвердился в статусе праздника для собственных же организаторов. И дело вовсе не в отдельных фигурах или коллективах, наличие которых в шорт-листе премии казалось кому-то сомнительным или возмутительным (это нормально, такое случается на любой премии и любом фестивале). Дело в самом устройстве петербургского «Софита». В котором обычно известен состав Экспертных советов (то есть тех, кто номинирует) и покрыт мраком неизвестности состав Номинационного совета – то есть тех «известных деятелей театрального искусства Петербурга и представителей СТД» (как корректно, но туманно они обозначены в пресс-релизе), которые, собственно, и выбирают лауреатов.

Пару лет назад эта система дала серьезный сбой, вызвав крупный скандал: члены Экспертного совета по драматическим театрам демонстративно вышли из его состава. Потому что обнаружили, что подписались под решениями, которых на самом деле не принимали. Впрочем, все как-то рассосалось без последствий. Строптивые, как водится, были заменены покладистыми.

Коллективная безответственность, когда никто из членов Номинационного совета персонально не отвечает за итоговое решение (потому что ничье конкретное персональное решение никому неизвестно), устраивает всех. Кому-то приятно думать, что это «совсем как на «Оскаре»» (где голосуют поименно не названные «члены Киноакадемии»). Кого-то как раз крайне устраивает возможность для самых смелых манипуляций – когда из номинации неожиданно исчезают одни фигуры и появляются другие, или в списке среди несомненных лидеров театрального процесса вдруг оказывается черт знает кто, замечательный лишь тем, что вот именно в данный момент власти решили оценить его преданность.

Кому-то ужасно нравится принцип равномерного распределения «Софитов» по театрам города (что немыслимо отрегулировать без прямого и тайного вмешательства) и возможность вдруг взять, да и поощрить кого-нибудь, потому что у того случился юбилей, или потому что «уже пора». А остальным на самом деле давно уже наплевать на то, что именно происходит с маленькой локальной премией в городе, остро переживающем очередной театральный кризис и на ходу меняющем эстетические ориентиры.

Забавно, но факт: чем меньше «Софит» вызывает интереса, тем более сбалансированным выглядит список номинантов. В этом году шорт-лист по драматическим театрам почти лишен тех милых безумств, по наличию и характеру которых можно было безошибочно определить, что тут кто-то индивидуально порулил вручную. В списке «лучших женских ролей» фигурируют Эра Зиганшина (ее Бабуленьку в «Литургии Zero» и впрямь стоит смотреть), Ксения Раппопорт, Елена Мартыненко, Ольга Белинская и Лаура Пицхелаури (последняя кандидатура в роли леди Макбет кажется мне крайне сомнительной, но спектакль Бутусова назван «спорным», так что в праве побороться за премию тут не откажешь). Все дамы прекрасны и достойны всего, в том числе и «Софита», если им вздумалось захотеть не пирожного, а «Софит».

В номинации «лучшая мужская роль» названы Сергей Власов и Сергей Курышев (обе роли в «Докторе Стокманне» МДТ), Игорь Иванов и Данила Козловский («Коварство и любовь» там же), а также Тарас Бибич (за «Калеку с острова Инишмаан» БДТ) и Виталий Куликов (роль Дункана в бутусовском «Макбете», строго говоря, – роль второго плана, но строго судить этот спектакль вообще не принято). Отрадно, что «Золотой софит», одно время капризничавший и глядевший на додинский МДТ злым букою, нашел в себе силы забыть какие-то никому кроме самих «софитоносцев» не ведомые обиды, и начать сулить премии артистам театра. Насколько престижной для признанных звезд выглядит номинация на «Софит» – это вопрос куда более деликатный, звездам его и решать (солисты Мариинки, к примеру, на церемониях «Софита» исторически не появляются).

За честь именоваться «лучшим спектаклем на большой сцене» будут бороться все те же додинские «Враг народа» и «Коварство и любовь», а также бутусовский «Макбет. Кино» и прикотенковский «Калека с острова Инишмаан». В победу одного из додинских творений верится легко (хотя «Коварства» я лично не видела – в «ближний круг» МДТ не вхожу, а билеты на этот спектакль вызывающе дороги). С «Калекой» мог бы выйти конфуз, если бы «Золотой софит» в принципе умел конфузиться, – премьера состоялась в конце мая, перед самым закрытием сезона БДТ, и утверждать, что к моменту тайного голосования все тайные члены Номинационного совета успеют посмотреть спектакль, было бы опрометчиво. Это означает, что на ближайших показах зал Каменноостровского театра будет кишмя кишеть «уважаемыми деятелями петербургского театрального искусства». Передавайте привет всем, кого там увидите.

«Лучший спектакль на малой сцене» – это «Ночь Гельвера» Александра Баргмана в Комиссаржевке, или «Кукольный дом» Юрия Квятковского в «Приюте комедианта», или если вы любите самодеятельность, то «Рассказ смешного человека» Ирины Керученко в Александринке. Александр Баргман также гордо реет в номинации «лучшая работа режиссера», разделив эту честь с Львом Додиным и Юрием Бутусовым. И это совсем не значит, что в питерской режиссуре случилась сенсация. Просто Баргман намерен стать главным режиссером Театра Комиссаржевской и лишняя толика легитимности ему не повредит.

Вовсе без фирменных «золотософитных» административных приемов не обошлось. Иначе как попал бы в номинацию «лучший ансамбль» спектакль театра «Дождей» «Белые флаги», который наверняка не видел ни Номинационный совет, ни – весьма вероятно – и Экспертный совет. Потому что в этот милый маленький полусамодеятельный театр не ходят критики – у спектакля нет ни единой рецензии. Кто и почему решил поощрить этот коллектив, мы доподлинно вряд ли когда-нибудь узнаем. Да вряд ли кто-то и будет на этом настаивать.

В конце концов, какие-то люди захотели что-то кому-то вручить. Так ведь не отобрать же! А то, что результаты нынешнего «Золотого софита» никак не повлияют на реальный расклад творческих сил в Петербурге – это и так очевидно. Потому что никогда на него не влияли. Так что желающие смогут в ноябре насладиться торжественной церемонией вручения статуэток «Золотого софита» в ТЮЗе, а я, пожалуй, по примеру героя Хармса, схожу на Мальцевский рынок. Там, говорят, одному слепому подарили шаль.               

Лилия ШИТЕНБУРГ








Lentainform