В Петербурге решили развивать креативные индустрии. Этой проблемой озадачился экс-вице-премьер, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин. Для этого в Петербурге был проведен Calvert Forum. Туда могли прийти все желающие и обсудить, как с помощью креативной индустрии можно поднять с колен петербургскую экономику.
«Городу 812» Алексей КУДРИН рассказал, действительно ли он верит в то, что с помощью креативных индустрий мы сможем догнать и перегнать Запад.
- Алексей Леонидович, в Берлине креативные индустрии начали развивать сразу после объединения Германии, когда был очень силен энтузиазм. И то прибыль они стали приносить только через десять лет. У нас во время перестройки тоже был сильный эмоциональный порыв. Может, мы уже упустили время?
- Отчасти да, можно сказать, что мы потеряли время. Но сказать, что время упущено бесповоротно, я не могу. Можно сказать, что у нас есть резерв, и мы можем его использовать – пусть ближайшие десять лет будут годами расцвета. Тут вопрос в другом. Готовы ли мы сейчас начать делать что-то серьезно, чтобы это произошло через десять лет.
И потом такой срок не так уж уникален. Например, в наукоемких отраслях, с которыми я в большей степени знаком, чтобы провести что-то от идеи до конечного продукта и его внедрения, нужно как раз лет десять. Поэтому если сейчас начать, то через десять лет будет еще не поздно. Я вас уверяю, что в это время мы еще будем конкурентоспособны. И дай Бог, нам через десять лет это сделать. Другое дело, что Германия – это уникальный пример работы общественных институтов. Причем самых разных: рыночных, правовых, тех, что связаны с культурой, с университетским образованием. В Германии все, кто чем-то начинает заниматься, ведут очень тщательную, очень педантичную работу. И все понимают ценность такого подхода и очень этому способствуют. В этом смысле там сама среда на порядок более продвинута. Так исторически сложилось. То же самое можно сказать о рынке – он более развит. Достаточно сказать, что в Петербурге иностранные инвестиции составляют миллиард долларов, а в Берлине – почти десять.
- Кажется, мы все-таки здорово от них отстали.
- Отсутствие таких вещей нас немного сдерживает. Еще у нас есть ограничения въезда иностранцев, ограничение сексуальных меньшинств. Мы на форуме не афишировали, но к нам не приехала одна сотрудница – в аэропорту решили, что виза, которую ей выдали в Берлине, как-то не так оформлена. И отправили ее обратно. А ведь этот человек ехал к нам сюда. Понятно, что у нас должна быть более дружественная атмосфера. Для людей творческих профессий и для людей любых профессий. В том числе для иностранных граждан. И это все надо создавать, если мы хотим работать на международном уровне.
- Если говорить о развитии креативности вообще, вам не кажется, что наши творческие индустрии портят государственные деньги?
- В смысле неправильно используются?
- Расслабляют. Деньги на кино, например, если выдаются, то на безвозвратной основе, без учета успешности или неуспешности предыдущих проектов.
- У нас государство дает кино индустрии не такие большие деньги. Я бы даже сказал что это маленькие деньги. Я даже не против, чтобы их давали больше. Другое дело, избрали ли мы правильный механизм, когда предоставили возможность раздавать деньги самим художникам. С некоторых пор появилась новая модель распределения – продюсерские центры. Я не думаю, что это самая эффективная модель. Государство в таких странах, как наша, должно поддерживать кино, и государственные деньги нужны. Какая у нас главная проблема в киноискусстве – плохая окупаемость, Это происходит потому, что у нас плохой прокат. Не только фильмы плохие, еще и нет системы проката. Фильмы можно делать лучшего качества, но и систему проката надо улучшать. В этом смысле какая-то система государственной поддержки должна быть. Но я согласен, что пока система государственной поддержки кино неэффективна.
- Правильно я понимаю, что, рассматривая креативную сферу, вы придерживаетесь тактики малых дел. И на форуме вы говорили про точечные действия. А в системном плане у нас могут быть какие-то изменения?
- Если говорить в целом, то главная проблема любого времени, и нашего в частности, это квалификация и кадры. И в 90-е, и в нулевые люди не умели и не умеют делать новые вещи. В рамках современной среды. Ну, или вызовов, которые на нас наваливаются. У нас нет специалистов. Люди просто не знают – как. И поэтому делают какие-то вещи по-своему, кустарно. С другой стороны, как я уже говорил, сама среда еще не совершенна. Юридические, финансовые институты слабые. Чтобы получать, как в Берлине, инвестиции по десять миллиардов в год, должна работать финансовая среда. Люди должны понимать последствия своих шагов. Должна быть прогнозируемость. Хотя и в Германии были проблемы, было трудное объединение, восточных немцев считали людьми второго сорта, не давали им работать. Всякое бывало.
- Сейчас все говорят о новом экономическом кризисе – значит ли это, что вложение денег в креативные индустрии откладывается до лучших времен?
- Если при инвестиционном буме мы не могли вдохнуть в креативную схему жизнь, то когда денег нет, ситуация усложнилась. Но все не безнадежно. Надо разрабатывать эту систему и, возможно, сюда инвестиции начнут приходить первыми. Они придут туда, где есть ноу-хау, креативность.
- Вы замечаете тенденцию «пора валить»?
- Она пока больше на словах. Частично да, проблема есть. Но все свалить не смогут.
- В фильме «Трудно быть Богом» герой не понимает, что происходит вокруг него – проблемы роста и системная ошибка. То, что мы не приняли западную систему жизни, это разве не системная ошибка?
- Мы просто этого еще не сделали. Но все равно сделаем. Сейчас мы, может быть, притормаживаем на этом пути. Но это неизбежно. Знаете, один мой профессор еще в советские времена сказал: «Какой бы ни был железный занавес, но через двадцать лет сюда придут все западные достижения». Вы не хотите работать с компьютером, но он приходит даже в закрытое общество. Вы не хотите работать с интернетом, но все равно он придет к вам. Не хотите пользоваться сотовым телефоном, но он все равно пробьется к вам. Это неизбежно.
Чем Петербург отличается от Берлина
Во всем мире креативными индустриями, или, как принято обозначить в англоязычной среде, CI, считаются такие индустрии, в которые вкладывается больше мозгов, чем всего остального – денег, полезных ископаемых или трудовых ресурсов. Если конкретно – это дизайнерские и архитектурные студии, рекламный бизнес, телеканалы, издательства, пресса. Вот, например, этот журнал – образец CI. Еще к CI относится создание софта, компьютерных игр, торговля произведениями искусства и много еще чего. Сейчас в мире креативные индустрии считаются перспективным способом развития экономики: они демонстрируют рост даже во время экономических кризисов.
Кроме Алексея Кудрина организовывал креативный Calvert Forum английский благотворительный фонд Calvert 22. Этот фонд был создан в 2009 году Нонной Матерковой, которая в 90-е работала в Комитете финансов администрации Петербурга, потом руководила консультационными компаниями в России и Британии, а потом купила помещение в Лондоне, где стала устраивать художественные выставки.
В форуме поучаствовали миллардер Александр Мамут, зав. сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор креативного агентства Triad Berlin Роберт Айзольдт, директор Культурной Олимпиады в Лондоне в 2012 году Рут Макензи и еще несколько западных специалистов с широким кругом интересов. Представитель Берлина был приглашен, потому что, во-первых, Берлин один из самых передовых в плане CI городов Европы, а во-вторых, потому что, по мнению организаторов, Берлин очень похож на Петербург. Еще на форум пригласили вице-губернатора Василия Кичеджи, но вместо него администрацию города представлял сотрудник Комитета по инвестициям.
Участники форума по очереди рассказывали о достоинствах креативной индустрии. Рут Макензи сказала, что творческим людям не надо ждать помощи от государства и инвесторов, а надо рассчитывать на собственный энтузиазм.
Алексей Кудрин заявил, что для развития CI нужны законодательные послабления и что городские власти могли бы скорректировать налоговую базу, чтобы сделать город более привлекательным для творцов. И что на уровне города для CI необходимы точечные действия. В частности, он призвал художников брать в аренду затопленные подвалы с крысами, ремонтировать их за свой счет и заниматься там креативом. А Александр Мамут выразил надежду, что развитие креативной индустрии может ускориться, если Алексей Кудрин вернется в большую политику.
У представителей креативной индустрии Петербурга выступления спикеров вызвали смешанную реакцию. Общее мнение выразила дизайнер Лилия Киселенко, которая эмоционально рассказала, как трудно живется в Петербурге творческим людям. Взять в аренду пусть даже аварийное помещение почти невозможно – кадастровая стоимость помещений высока, а про рыночную и говорить нечего. А кредиты могут потянуть далеко не все. Вывод: без властных инициатив в развитии креативной индустрии в Петербурге не обойтись.
Если сравнить Петербург с Берлином, то мы проигрываем по всем статьям. В Берлине развитие CI началось после объединения Германии и потребовало мощнейшего государственного участия. Сегодня в Берлине созданы едва ли не самые комфортные в Европе условия для деятельности CI. В Берлине работает 29 тысяч компаний этого профиля. Кроме того, в Германии бесплатная медицинская страховка для художников, даже иностранных. Высшее образование бесплатно, а помещения для студий сдаются по цене ниже рыночной, а государство финансирует коучинг центр, где учат, как запускать собственные творческие проекты.
Елена НЕКРАСОВА
- Что указывает на экономический кризис в Петербурге
- Анатолий Чубайс — о главных рисках для инновационной экономики
- Что предлагает России лучший либерал от экономики?
- Как подготовиться к десятилетиям экономического кризиса
- «Если у вас от курса валют разболится голова, то «Нурофен» вам тоже не продадут»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
