16+

Кто еще претендует на авторство картин , выставленных в академии художеств

11/10/2013

Кто еще претендует на авторство картин , выставленных в академии художеств

Рассмотрение в Дзержинском районном суде громкого дела четырех художников против Сергея Бугаева (Африки), едва начавшись, отложено на три недели. Причина: в спор вступило третье лицо – еще один художник.


        Суть конфликта: весной 2013 года в Музее академии художеств состоялась выставка «АССА. Последнее поколение ленинградского авангарда», организованная музеем вместе с Бугаевым. К выставке был издан небольшой альбом, в который вошли и другие работы 1980-х годов, созданные участниками группы «Новые художники». Члены группы – Олег Зайка, Евгений Козлов, Олег Маслов, Инал Савченков, изучив альбом, потребовали от Бугаева вернуть 25 произведений, в нем опубликованных, -  они утверждают, что это их работы, которые считались утраченными.

К 30 сентября истцы окончательно сформулировали исковые требования, указав авторство и названия 25 произведений. Но внезапно появился представитель художника Владислава Гуцевича, который также входил в группу «Новых».

Гуцевич попросил суд ввести его в процесс в качестве третьего лица, поскольку 4 произведения, вошедшие в исковые требования, принадлежат ему, а не Бугаеву. При этом авторство одного из них в альбоме (откуда информация перекочевала в иск) указано неверно. Акварель «Красный черт» создана не Иналом Савченковым, а Романом Жигуновым (кстати, все произведения, опубликованные в упомянутом альбоме, не привязаны к владельцам, которые приведены списком на последней странице. Имя Гуцевича там названо).

Стороны дружно попросили суд отложить дело для подробного изучения «вновь открывшихся обстоятельств». Что и было сделано.

Наблюдатели отметили еще две детали «дела художников». Истцы просили суд направить запрос в Управление Минкульта РФ по СЗФО, в котором могут находиться архивы документов по ввозу и вывозу культурных ценностей. Художники рассчитывали на то, что если спорные произведения когда-то вывозились за пределы страны, то можно будет установить, кто это делал. Но просьба была отклонена. Посчитали, что переписка с ведомством, которое подверглось неоднократным реорганизациям, затянет процесс. Кроме того, если картины «Новых художников» сопровождали концерты «Популярной механики» Курехина, то они проходили по документам как декорации без указания авторства.

Вторая деталь касается сохранения в качестве ответчика Музея Академии художеств. С самого начала было ясно, что после закрытия выставки все произведения были возвращены Бугаеву. В музее давно ничего нет. Но истцы по-прежнему просят суд запретить музею показывать их спорные произведения, хотя музей и не собирается этого делать. Вероятно,  для истцов важно, чтобы музей сохранился в процессе как сторона, которой можно задавать каверзные вопросы.

Анатолий Белкин, художник:
– Когда-то Курехин научил Африку ничего не выбрасывать. Он многое сохранил. Насколько обоснованно владеет этим сейчас, не знаю. Справедливо ли требование авторов вернуть произведения – тоже не знаю. 

Я никогда не стану требовать обратно подаренную мной картину, даже если подарок был сделан при случайных обстоятельствах, а потом  картина сильно подорожала.  
Недавно на Западе обнаружились несколько моих картин, когда-то вывезенных на выставку. Они не вернулись, и никаких денег за них я не получил. Но я еще подумаю, стоит ли ввязываться в судебные споры.

Справка

«Новые художники» (из статьи Тимура Новикова, 1986):
В 1982 году часть художников из группы «Летопись» – Тимур Новиков, Иван Сотников, Евгений Козлов и их друзья – Олег Котельников, Кирилл Хазанович объединились в новое содружество художников.
Первобытное искусство, примитивизм, экспрессионизм – вот основные ориентиры этой группы. …Нет у них борьбы идей, все друг друга любят и нахваливают. Это можно считать защитной реакцией на огульную критику извне («мазня», «мои дети так могут», «кто допустил?», «краски переводят» и т.д.).
В середине 80-х годов в группу пришли новые авторы.  Это Сергей Бугаев,  Андрей Крисанов, Инал Савченков, Олег Маслов.       

В. Ш. фото iskusstvo.tv











Lentainform