16+

Инстинкт автосохранения: Новые правила регистрации автомобилей могут спровоцировать всплеск угонов

16/10/2013

Инстинкт автосохранения: Новые правила регистрации автомобилей могут спровоцировать всплеск угонов

С каждым годом в Петербурге появляется все больше автомобилей. По обеспеченности личным транспортом наш город занимает 11-е место в России — 295 машин на 1000 человек. Чего нужно опасаться, собираясь приобрести себе машину? И как уберечь ее от угона? Во всем этом разбирались участники круглого стола, организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с агентствами TT Finance и «Стратегия».


         Мошенники с пробегом

Покупка автомобиля сегодня — одна из самых популярных в городе сделок в области купли-продажи. Ежедневно новых владельцев обретают десятки машин. Разумеется, не все они только с завода. Многие горожане охотно рассматривают варианты покупки автомобилей с пробегом — они дешевле. Хотя их приобретение связано с определенным риском.

Одна из основных опасностей, подстерегающих покупателя подержанной машины с рук, у частного лица — риск купить залоговое авто. Нередко подержанную машину приобретают в кредит, то есть она становится залоговой, и продать ее до выплаты кредита по закону нельзя. Но банки не отслеживают судьбу своего залога — до тех пор, пока платежи по кредиту поступают аккуратно и в полном размере. Соответственно, владелец может продать машину, еще не выплатив банку ее стоимость. А потом перестать вносить платежи. Когда просрочка станет существенной, банк залог изымет — несмотря на то, что принадлежать он будет уже другому человеку, возможно, даже не знакомому с недобросовестным заемщиком. Ведь, согласно решению суда, договор залога не прекращается, если машина продана раньше погашения кредита.

Это серьезная проблема, решения которой пока нет, — говорит член координационного движения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. — Более того, с 15 октября меняются правила регистрации автомобилей, теперь станет проще продавать машины, не снимая их с учета. Как следствие, проблема продажи залоговых авто еще больше усугубится.

Опасаясь стать жертвой подобного мошенничества, многие покупатели делают выбор в пользу новых машин из автосалона. Хотя это тоже не панацея. Нечасто, но встречаются так называемые салоны-однодневки, обманывающие своих покупателей: например, собирающие деньги, но не предоставляющие обещанные авто. Или вносящие в договор мелким шрифтом пункты, обязывающие покупателя уплатить еще энное количество денег, кроме стоимости машины — к примеру, налог на добавленную стоимость, который якобы не входит в первоначально заявленную сумму. Могут и попросту подменить договор купли-продажи машины.

— Вам дают лист договора. Вы читаете, все в порядке, — объясняет алгоритм действий мошенников Александр Холодов. — А потом просят подписать четыре экземпляра договора. Первый — тот, что вы читали. А три другие от него отличаются. Вы подписываете все экземпляры, после чего первый лист выкидывают в помойку, и действительными становятся оставшиеся три, по которым вы, к примеру, обязуетесь оплатить некие дополнительные услуги без точного обозначения их стоимости. Например, купите сигнализацию за 3000 рублей и будете вынуждены оплатить ее установку за 80 000 рублей.
Впервые, по словам экспертов, эта проблема возникла в кризисный 2008 год, когда автосалоны стали разоряться. Но она не решена и по сей день.

Чтобы не стать жертвой автомошенников, эксперты рекомендуют соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности.

Выбирая салон, обратите внимание на то, сколько лет он работает, насколько он крупный и надежный, — советует заместитель руководителя отдела продаж сети салонов «Автогамма» Дмитрий Шарандо.
— А прежде чем идти за машиной, почитайте в Интернете отзывы о работе выбранного салона, — поддерживает коллегу эксперт автомобильного рынка Михаил Шевельков.

Кроме того, имеет смысл не сразу же подписывать договор, а взять его домой и показать юристу. Или хотя бы выложить в Интернет — юридически подкованные пользователи глобальной сети сразу же обнаружат в нем «подводные камни». Если же салон отказывается дать договор на дом — это уже повод насторожиться.

Еще один способ, рекомендуемый экспертами, чтобы обезопаситься от мошенников, — покупка машины через банк. В кредит.

— Даже если у вас есть на руках вся сумма, возьмите часть стоимости автомобиля в кредит, — рекомендует Михаил Шевельков. — На следующий день после покупки кредит можно погасить досрочно, чтобы не переплачивать. Но банк все-таки даст дополнительные гарантии.
Прежде чем одобрить кредит на машину, банковская служба безопасности смотрит, есть ли у автосалона площадка, насколько она велика, — рассказывает финансовый консультант по автокредитованию Банка «ГЛОБЭКС» Кира Кузнецова. — Тщательно проверяют и всех юридических лиц, которые прежде работали на этой площадке. Сам салон, его история тоже изучаются. Кроме того, мы работаем только с официальными дилерами, чтобы исключить риск обмана со стороны продавца. Кстати, покупать в кредит автомобиль имеет смысл и в том случае, если машину продает частное лицо. В этом случае банк проверит не только историю самого авто, но и чистоплотность продавца. А кроме того, если вы одновременно оформляете полис каско, автомобиль проверит еще и страховая компания.
Причем, как правило, одной проверкой банки не ограничиваются. Кроме службы безопасности, сделку смотрят и другие отделы. Отказать в кредите могут на любом этапе рассмотрения. Что в последнее время частенько и происходит. По данным Александра Холодова, сегодня стали нередки случаи отказа в первоначально одобренном кредите. Вероятно, предполагает эксперт, когда банк начинает детально рассматривать конкретную машину, она вызывает у него подозрения.

Можно, конечно, обмануть и банк. Но все-таки покупка с привлечением заемных средств и нескольких крупных заинтересованных организаций серьезно снижает риски.

Скидки есть всегда

В салонах, кстати, и так большую часть машин сегодня продают в кредит. По данным дилеров, полностью за свои деньги покупается только 30–40 процентов машин. Активное кредитование обусловлено несколькими факторами. Во-первых, автокредит сегодня получить не очень сложно. Чтобы его одобрили, нужно работать — хотя бы полгода (а в некоторых случаях и четырех месяцев достаточно), быть зарегистрированным в Петербурге или Ленобласти. Стандартный пакет документов, как рассказывает Кира Кузнецова, минимален — паспорт, справка о доходах, анкета автосалона и, возможно, заверенная копия трудовой книжки. Средняя стоимость кредита по городу — 11–18 процентов годовых.

Вторая причина, по которой петербуржцы стали чаще брать кредиты на машины, — государственная программа субсидирования, в рамках которой на многие машины снижается процентная ставка, и кредит «стоит» 9–13 процентов в год. Правда, распространяется она только на новые машины стоимостью ниже 750 000 рублей. При этом страна производства и сборки автомобиля не важна.
— По этой программе, например, можно взять кредит на машины марки «Форд», «Опель», «Шевроле», «Шкода», «Фольксваген», — перечисляет Кира Кузнецова. — Конечно, отечественные автомобили тоже в нее входят.

Кроме того, рассказывают эксперты авторынка, многие производители сейчас дополнительно субсидируют кредиты. Например, «Форд» поддерживает деньгами кредиты на машины дороже 750 000 рублей.

Существуют и скидки. Многие производители дают их, если, покупая новую машину, автолюбитель сдает свою старую салону в трейд-ин. Например, при покупке «Шкоды» таким образом можно получить скидку в 2–3 процента. А тот же «Форд» снижает стоимость нового авто до 50 000 рублей, если сданная машина другой марки, и до 100 000 рублей, если это тоже «Форд» — вознаграждение за лояльность к марке. Кроме того, практически все дилеры принимают подержанную машину в качестве первоначального взноса, избавляя своего клиента от хлопот по продаже.

Продажа своего старого автомобиля через официальных дилеров становится все более популярной. Безопасность сделки, удобство и дополнительная экономия при покупке нового автомобиля — вот основные преимущества для клиента. В сегодняшних условиях насыщенности рынка новыми автомобилями не имеет смысла выжидать выгодных условий в конце года или в начале следующего. Выгодные предложения есть всегда, в любой момент времени. Их нужно просто найти. Не поленитесь: Интернет, телефонный звонок, визит в 2–3 автосалона — и вы обязательно найдете и подходящий вам автомобиль, и выгодное ценообразование на него, советует Михаил Шевельков.

Особенно, сейчас, когда рынок перегружен автомобилями. По словам дилеров, в 2013 году ожидался рост покупательской активности на 30 процентов. А в итоге рынок обвалился на 6 процентов. Из-за этого некоторые заводы даже останавливали производство.

— Между тем планы на продажу никуда не делись, — говорит Дмитрий Шарандо. — За их невыполнение производители штрафуют дилеров. Понятно, что, стремясь избежать санкций, многие автосалоны сами объявляют скидки, чтобы только продать побольше.

Льготы и скидки на автокредитование сделали этот вид кредитов столь популярным, что практически вытеснили с рынка схему, по которой раньше часто покупались подержанные машины, — потребительский кредит. Раньше купить авто с пробегом было проще с его помощью — во-первых, автокредиты на такие машины редко давались, а новые авто стоили дорого; во-вторых, можно было сэкономить на каско. Сейчас ситуация изменилась.

— Те, кто покупает машину на потребительский кредит, просто не знают о преимуществах автокредитования, — уверен Дмитрий Шарандо. — Зачем брать деньги под 25 процентов в год, если их можно получить под 7–8 процентов?

У машин, приобретенных на потребительский кредит, по мнению участников круглого стола, есть только одно преимущество — они не являются залоговыми, их можно продать без согласования с банком в любой момент. А вот каско, эксперты считают, покупать стоит в любом случае. Во-первых, потому что при этом даже автокредит будет дешевле. А во-вторых, если нет гаража и машина стоит во дворе, с ней может случиться все что угодно. Ну и самый важный момент — авто могут угнать, да так, что концов не сыщешь. А платить банку за него все равно придется, причем в полном размере.

Спаси и сохрани

Количество угоняемых машин в Петербурге, по данным некоторых специалистов, постоянно растет. Самые угоняемые сегодня марки, по словам сотрудника Управления уголовного розыска Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергея Сушкова, это «Форд», «Мицубиси», «Ниссан», «Шевроле». Причем угоняют их не только на запчасти.

По сути, по мнению экспертов, с тех пор, как проверять машину перед постановкой на учет стали быстро — по телефону или единой базе, а не с помощью официального запроса, остались три способа «пристроить» угнанный автомобиль. Первый — разобрать на запчасти. С этой целью угоняют машины, которых в городе больше всего. Второй вариант — угон под документы. Бывает, что автомобиль после ДТП восстановлению не подлежит. Пытаясь получить хоть что-то, ее владелец продает документы. А преступники угоняют под них авто определенной марки. Чаще всего «под документы» крадут дорогие машины.

Третий способ использования угнанного авто — изготовление так называемого двойника, то есть незаконной копии некой существующей автомашины; номера и документы автомобилей тоже идентичны, только одни — настоящие, а вторые — поддельные. Выглядеть схема может так. Злоумышленники каким-то образом получают возможность скопировать или просто переписать данные некоего автомобиля из его документов. Затем они изготавливают поддельные документы и, возможно, даже сразу номера. После чего угоняется машина соответствующих марки, цвета, объема двигателя и других параметров. Двойник готов.

Как опасается Александр Холодов, после 15 октября двойников станет в разы больше, потому что новые правила регистрации машин упрощают получение дубликата утерянного номера, позволяя получать их через специальные коммерческие компании. А значит, на двойников можно будет повесить настоящий номер.

— Тут надо проявлять бдительность всем автовладельцам, — рекомендует Александр Холодов. — Если вдруг вам стали приходить штрафы на чужую машину или вроде бы на вашу, но составленные в то время, когда вы ехать в указанном месте просто не могли, это значит, что не ГИБДД с ума сходит, а кто-то двойника вашей машины сделал. Нужно спешно бежать в ГИБДД, писать заявление, чтобы его объявили в розыск. И номера поменять, чтобы машины стали отличаться. Хотя был в практике случай, когда двойник трижды менял номера вслед за оригиналом.

При продаже, конечно, двойники стоят на порядок дешевле. И риска, по сути, никакого — доказать, что хозяин «двойника» знал о темном прошлом своей машины, практически невозможно. Вот разве что автомобиля можно лишиться — его изымут. Но больше никакого наказания не последует.
Впрочем, с наказанием за угон в Петербурге вообще беда.

— Во что мы обычно упираемся, когда задерживаем угонщика в машине, только тронувшейся с места? — делится Сергей Сушков. — Задерживаем как можно скорее, потому что, понятно, потом мы эту машину не догоним и не найдем. А задержанный говорит: я погреться сел или покататься, угонять, конечно, и не думал. И следователь может отпустить его под подписку о невыезде.

МВД предложило Госдуме изменить законодательство, внести в него признаки, квалифицирующие угон. Чтобы человек, задержанный в заведенной чужой машине, уже подозревался в ее хищении. Тогда, надеются оперативники, не будет и юридических споров, что же на самом деле хотел этот самый задержанный.

Кстати, по словам Александра Холодова, защититься от угона можно, выбирая машину, производитель которой изготавливает авто разных комплектаций — когда почти все машины одной марки отличаются друг от друга — хотя бы какой-то мелочью.

— Вы берете любой «Мерседес», — говорит Александр Холодов. — Вбиваете в Интернете его вин-номер и видите всю комплектацию. И второй такой же машины вы не найдете, они будут отличаться. Пусть мелочью — фонариком для чтения около заднего левого пассажира или монитором в подголовнике. И таких отличий будет несколько. В этом случае даже неспециалист поймет, что машины разные. Такие авто угонять под двойников неперспективно. А если у машины три стандартных комплектации, два варианта цвета и три типа моторов, найти для нее двойника гораздо проще.
Еще один способ обезопаситься от угона — использование нестандартных сигнализаций и центральных замков. Сегодня угонщики часто применяют код-грабберы — специальные приборы, способные «считать» код сигнализации, особенно если она широко распространена. В зоне риска и владельцы «сигналок» с обратной связью, посылающих информацию на брелки, например, при ударе по машине. В таком случае преступнику достаточно стукнуть ее, сигнализация отправит владельцу сигнал об этом — а код-граббер его перехватит, давая возможность угонщику открыть машину и уехать. По данным уголовного розыска, примерно 70 процентов машин угоняют именно таким способом. Но если же не лениться и закрывать отдельно центральный замок ключом, взломать его будет куда сложнее; есть шанс, что угонщик не захочет возиться.

С наступлением зимы в арсенал преступников вернется еще один способ угона. Многие люди утром, выйдя из дома, заводят машину и, пока она прогревается, начинают ее чистить. Угонщик в это время щелкает код-граббером. Машина блокирует двери. Владелец идет за вторым комплектом ключей (он, как правило, лежит дома), а когда возвращается, автомобиля уже и след простыл.

Хотя, по словам Сергея Сушкова, сейчас информация об угоне распространяется быстро. Заявление принимают прямо по телефону 02. Авто сразу же ставится в розыск, то есть найти вышеупомянутым способом угнанную машину будет проще.

50 тысяч штрафов в сутки

Пострадать машина может не только от угона. По данным ГИБДД, ежедневно в Петербурге происходит порядка 500 дорожно-транспортных происшествий. По официальной статистике их меньше. Так происходит потому, что в статистику попадают только те аварии, в которых есть пострадавшие. По крайней мере, до недавнего времени так было. Сейчас ситуация, как говорит старший инспектор по особым поручениям 4-го отдела УГИБДД по Санкт-Петербургу Александр Милованов, изменится.

Во-первых, основанием для внесения ДТП в статистику станет сам факт вызова скорой помощи на место аварии. Кроме того, раньше погибшим в ДТП признавался человек, получивший травму на дороге и умерший в течение 7 дней. Если на 8-й день — то это уже врачебная ошибка или иная причина. Сейчас срок продлили до 30 дней. В результате статистика, вероятно, станет более достоверной. Хотя официальная смертность на петербургских дорогах при этом резко вырастет.

Самое частое нарушение, по данным Александра Милованова, — превышение скорости. Правда, не факт, что именно этот пункт ПДД водители преступают чаще всего. Просто нарушение скорости фиксируют автоматические радары, способные отщелкать не одну сотню фотографий в день. В среде автомобилистов даже ходит байка о том, как в Московской области установили авторадар. Он за сутки отснял 50 000 фотографий. А эти снимки разбирали три недели.

Отчасти такое большое количество аварий на дорогах происходит из-за неопытности водителей. В городе много автошкол и, как следствие, молодых водителей. Кстати, в МВД с этим борются как могут. Так, по некоторым данным, есть негласное распоряжение ужесточить контроль за прохождением экзаменов в ГИБДД — уж слишком часто ученики стали проходить их с первого раза. Кроме того, с 1 ноября будет введен запрет на сдачу экзамена на вождение экстерном. Оно и без того, правда, не слишком популярно, но сейчас, по данным Александра Холодова, водительский экстернат намерены запретить законодательно.

Впрочем, это логично, ведь, по сути, нынешние правила дорожного движения не дают людям возможности готовиться самостоятельно. Штраф за управление машиной без водительского удостоверения — до

15 000 рублей. Примерно столько же и за передачу управления автомобилем человеку, не имеющему водительского удостоверения. То есть в ситуации, когда муж учит жену водить машину, семья может заплатить штраф больше, чем стоило бы обучение в автошколе.

Мнение эксперта

Как выгодно купить новую машину

Кира Кузнецова, финансовый консультант петербургского отделения Банка «ГЛОБЭКС»:

— Мы предлагаем клиентам три программы автокредитования.
Прежде всего, это автокредитование по государственной программе. При стоимости автомобиля до 750 тысяч рублей вы получаете весьма интересные ставки от 7% до 11,5% годовых, в зависимости от пакета подаваемых документов, срока и суммы кредита. При этом первоначальный взнос должен быть не менее 15%, а максимальный срок кредита составляет 36 месяцев. Вы можете приобрести автомобиль в любом салоне официального дилера.

Вторая предлагаемая программа — автокредитование по приобретению новых автомобилей. Ставка здесь выше (12,5-17%), однако и выбор автомобиля несравнимо больше — максимальная сумма кредита составляет 5 млн рублей. Также больше и срок кредита — до 84 месяцев.

Третья программа будет интересна клиентам, желающим приобрести подержанный автомобиль. Мы не ограничиваем круг продавцов — купить автомобиль можно как в автосалоне, так и у физического лица. Кредитная ставка варьируется от 13,5% до 18%. Максимальная сумма кредита — 3 млн рублей, первоначальный взнос от 20%, срок кредита — до 60 месяцев.

Для получения любого кредита можно подать один из двух пакетов документов. Упрощенный пакет включает анкету-заявление, паспорт и любой другой документ (СНИЛС, водительское удостоверение, заграничный паспорт, военный билет). Полный комплект в дополнение к вышеперечисленному включает справку о подтверждении доходов за последние четыре месяца (2НДФЛ по форме банка либо 3НДФЛ). Есть возможность привлечения до трех созаемщиков с целью учета их совокупного дохода.
Уточнить информацию об условиях кредитования и процентных ставках можно на сайте www.globexbank.ru, по телефону 332-36-36 или в офисах банка. Предварительную заявку можно отправить на сайте или по электронному адресу: k.kuznetsova@globexbank.ru.          

 Татьяна ПЕСИНА








Lentainform