16+

Как в Ленинграде создавали факел для Олимпиады-80

28/10/2013

Как в Ленинграде создавали факел для Олимпиады-80

Из воспоминаний Евгения Наумовича Сура, в советское время инженера-конструктора НПО им. В. Климова, принимавшего участие в создании олимпийского факела для Игр-1980 в Москве.


          «Несмотря на то что дата старта Игр была известна за несколько лет, задание на разработку эстафетного факела было выдано только в конце октября 1978 года. Нерасторопность оргкомитета привела к тому, что на всех этапах создания факела ощущался острый дефицит времени. Заместитель главного конструктора С. В. Люневич 25 октября 1978 года поручил Б. П. Тучину сформировать на общественных началах комплексную бригаду из семи человек. Засучили рукава и быстро принялись за работу. Трудились с энтузиазмом. Я иногда просыпался ночью, сразу записывал какие-то идеи и наутро поражался, какие вещи приходят в голову!

Факел для олимпийского огня должен был быть простым, надежным, безопасным, не повторяющим дизайн своих предшественников. Работать ему предстояло на сжиженном газе, время непрерывного горения – 8 – 10 минут, высота пламени – порядка 300 – 500 мм. Ему следовало обеспечить работу в плюсовом температурном диапазоне от пяти до пятидесяти градусов при ветре силой до двадцати пяти метров в секунду.

В нашем распоряжении имелись эскизы всех олимпийских факелов, начиная с факела 1936 года. Сжиженный газ был использован единственный раз: на Мюнхенской Олимпиаде в 1972 году. Этот факел мы и взяли за прототип. Сведениями о конструкции мы не располагали, но было известно, что факел плохо работал в греческой жаре, где температура воздуха достигала 46 градусов.

Конструкция факела должна была отвечать строжайшим требованиям: огню предстояло устойчиво гореть и не гаснуть под дождем, под порывами ветра, под наклоном. Задувать горелку доверили мне, и так в оборот вошла шутливая единица измерения: «один сур». Поначалу огонь гас легко. Конструкцию доработали, и на испытаниях огонь не удавалось сорвать даже при скорости воздуха 25 метров в секунду!

Испытывали факел на устойчивость под осадками, устроив свирепый «душ» в испытательном цехе. И не напрасно! В природных условиях изделие наилучшим образом показало себя под жутким ливнем в районе Харькова. Девчонка спортсменка запрыгнула с факелом в машину сопровождения, испугавшись, что огонь погаснет. Ее успокоили и выпроводили: вылезай и беги, все будет в порядке!

На испытаниях горение продолжалось более двадцати минут. Мы учитывали немецкий опыт 1972 года, когда в жарком климате Греции пламя «садилось». Поэтому у нас регулировка подачи газа под температуру окружающего воздуха проводилась непосредственно на рубеже старта очередного этапа, и факелоносцу вручалось готовое к использованию изделие. Абсолютная надежность была подстрахована планшетом запасных факелов, лампами запасного огня, зажженными еще в Афинах, и продуманной системой сопровождения.

К октябрю 1979 года предприятие должно было выпустить опытную партию из пятидесяти факелов для государственных испытаний. Это был, пожалуй, самый трудный этап нашей «факелиады», на котором пришлось столкнуться с новыми для нас проблемами производственной кооперации — безалаберностью и халатностью.

Поставщики топлива подали некондиционный газ, и это стало известно только после заправки баллонов. Химический раствор, поставленный нам для нанесения надписи на корпус факела, забивал газоподводящую магистраль квасцами закрепителя… Дело дошло до того, что к назначенному сроку ни один серийный корпус не был поставлен, поэтому опытно-промышленная партия факелов сделана не была. Серийный факел должен был заработать «с листа»! Риск был совершенно очевиден… Но мы работали быстро и, что называется, с головой.

Мне тоже довелось пробежать на факельной эстафете по территории Греции двадцать пять метров. А дело было так. Подъезжаем к этапу с факелом, готовым к поджигу, и видим, что спортсмена, готового подхватить эстафету, нет! А бегун с огнем уже приближается. Решение пришло спонтанно: взял факел, принял огонь и побежал по дороге к следующему рубежу. Получилось немного смешно, но для меня – незабываемо…»            

Сергей ЛОПАТЕНОК, фото aif.ru





3D графика на заказ







Lentainform