16+

С какой целью петербургскую газету «Метро» купил главный медиа-магнат страны

28/10/2013

С какой целью петербургскую газету «Метро» купил главный медиа-магнат страны

На неделе стало известно, что структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука, которого считают самым близким к Кремлю банкиром, приобрели бесплатную газету «Метро». Слов нет – и банк хороший, и газета прибыльная. Непонятно только, зачем они нашли друг друга.


           С одной стороны, ничего странного в этом нет. У банка «Россия» долгая история строительства медиа-империи под названием Национальная медиа-группа. Ей принадлежат  Пятый канал, Рен-ТВ, «Известия», пакеты акций Перового канала, СТС и пр. Кроме того, структуры банка владеют множеством других медийных активов, в частности – крупнейшим продавцом телевизионной рекламы «Видео интернешнл». Считается, что Юрий Ковальчук имеет финансовое отношение к Балтийской медиа-группе Олега Руднова, которая контролирует единственный петербургский частотный телеканал 100ТВ и почти все ежедневные городские газеты. Таким образом, вполне успешная газета «Метро», распространяющаяся среди пассажиров подземки, стала логичным пополнением коллекции.

«Я раньше тоже спрашивал себя, зачем он одно покупает, другое, – поделился своими соображениями один из источников, близких к НМГ. – А потом покупок стало слишком много и спрашивать уже было бессмысленно. При этом ничего из купленного не продается, а все активы выводятся на уровень как минимум рентабельности. Я думаю, здесь есть и чисто коммерческий интерес, и политический. Сегодня Ковальчук фактически – крупнейший медиа-магнат в России».

Впрочем, главный редактор «Фонтанки.Ру» Александр Горшков иначе оценивает состояние медиа-бизнеса банка «Россия». «Официальная позиция банка состоит в том, что он приобрел газету «Метро» как успешный бизнес-проект, – заявил Горшков «Городу 812». – В том, что «Метро» – успешный бизнес, я нисколько не сомневаюсь. Но не покидает ощущение, что у покупки есть второе дно: в руках структур банка «Россия» сконцентрированы значительные медиа-ресурсы, и не все из них рентабельны. То есть можно предположить, что это не просто бизнес».

И тут, вроде бы, все логично. Хорошо быть главным медиа-магнатом страны и формировать общественное мнение. Поэтому прикупил заодно газету «Метро», которую по оценочным данным читает каждый седьмой житель города. Но опять не все понятно. Годом ранее, например, банк «Россия» купил глубоко убыточную газету «Спорт-Экспресс». Едва ли эту покупку можно объяснять преследованием цели повысить свою влиятельность.

Кроме того, что гораздо более важно, член кооператива «Озеро» Юрий Ковальчук и так очень влиятельный. Для решения проблем СМИ, даже собственные, ему не очень нужны, и эксперты не могут припомнить случаев, чтобы он ими пользовался. Конечно, как заявил один из собеседников «Города 812», «часто люди покупают полисы страхования собственных жизней, хотя и не думают, что они им пригодятся». Но Юрий Ковальчук – человек, в наименьшей степени нуждающийся в страховании жизни. Его имя практически не упоминается ни в каких скандалах. Более того, в большинстве случаев, когда журналисты все же вспоминают Ковальчука, они вспоминают его как раз в контексте медиа-активов банка «Россия».

Пытаясь конкретизировать, зачем Юрию Ковальчуку могло бы понадобиться усиливать свое медиа-влияние именно сейчас, эксперты называют выборы в сентябре 2014 года. Когда в Петербурге переизберутся все муниципалитеты, от которых теперь зависит избрание губернатора. А может быть, добавляют некоторые, заодно выберут и губернатора. Спору нет, для выборов газета «Метро» – ресурс практически идеальный. Правда, никогда раньше Ковальчук никакого участия в выборах не принимал. Конечно, нынешний губернатор Ленобласти Александр Дрозденко считается близким к нему человеком. И если банкир действительно способствовал его назначению, то сделал это путем закулисных переговоров. Точно так же он может поступить и на гипотетических выборах губернатора Петербурга. Поскольку выборы, конечно, будут честными и прозрачными, но результат их узнают не из бюллетеней, а из телефона.

Некоторые считают, что в этой покупке есть маленькая антисмольнинская интрига. До недавнего времени «Метро» была единственной бесплатной газетой (если не считать рекламные издания), распространявшейся на станциях подземки. Такая система распространения является одной из самых успешных для СМИ подобного формата. Когда смольнинский «Петербургский дневник», тоже распространяющийся в метро, перешел на ежедневный выпуск, они стали конкурировать за читателя. Одно время говорили даже, что чиновники попытаются вытеснить «Метро», но эти разговоры так и остались разговорами.

Возможно, теперь городские власти готовят новую попытку изгнать конкурента. Если так, то «Метро», конечно, необходимы влиятельные хозяева. С другой стороны, это – интрига, действительно стоящая того, чтобы Ковальчуку в нее поиграть. Потому что, сохраняя «Метро» в метро, он не дает «Дневнику», единственному полноценному смольнинскому СМИ, монополизировать эту аудиторию. Что существенно снижает эффективность последнего как средства влияния на умы горожан.

Наконец, остается еще одна версия. Существуют люди, обладающие уникальным даром: уметь уговаривать других что-нибудь покупать. Когда такие люди находят тропинку к сердцу богатого человека, этот богатый человек в скором времени становится собственником большого числа хороших и дорогих, но не очень нужных ему вещей. Некоторые считают, что таким образом структуры банка «Россия» приобрели «Спорт-Экспресс». А, возможно, и «Метро».               

Антон МУХИН, фото abc-news.ru





3D графика на заказ







Lentainform