16+

«Смена руководства Академии им. Вагановой проходила так беспринципно, внаглую, что обидно до слез»

06/11/2013

«Смена руководства Академии им. Вагановой проходила так беспринципно, внаглую, что обидно до слез»

«В одной из старейших в мире балетных школ в одночасье сменилось руководство. Ректором стал Николай Цискаридзе, худруком - Ульяна Лопаткина. Юные балерины плачут, а педагоги говорят о рейдерском захвате». Со слезами на глазах, и нестерпимой болью в сердце читаю заголовки газет.


              Вот такая неутешительная картина: дети, рыдающие в репетиционных классах, которым горько и за своих учителей, и за родные стены. Мое глубочайшее убеждение, что любой конфликт можно урегулировать мирно, дипломатично. Те приемы, которые применило Министерство культуры при смене административного ресурса Академии русского балета им. Вагановой – бесчеловечны. Меня удивила беспринципность такого поступка, хотя чему здесь удивляться? Если вспомнить похожую историю с Владимиром Васильевым, когда министр культуры Михаил Швыдкой пришел в один из дней в Большой театр, и неожиданно сообщил Владимиру Викторовичу, что он здесь больше не работает.

И сейчас Министерство культуры поступило бескультурно и бестактно. Ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Вера Дорофеева и художественный руководитель Алтынай Асылмуратова узнали о своем увольнении за час до начала экстренной и какой-то полутайной пресс-конференции, организованной Минкультуры прямо в стенах второго старейшего в мире балетного училища (первой является Парижская балетная школа, открытая всего на 25 лет раньше, в 1713 году). Вера Алексеевна Дорофеева – это один из самых ценных кадров Академии русского балета (более 30 лет она руководит академией в качестве ректора, и когда я пришла в Академию – она уже являлась ее руководителем), Алтынай Асылмуратова – выпускница Академии им. Вагановой, воспитанница Инны Зубковской (впоследствии это и мой педагог), прекрасная балерина, прославившая русский балет и Мариинский театр.

Они вложили душу и сердце в воспитание подрастающего поколения, в подготовку достойных кадров, эти педагоги знают, уважают и чтут традиции русского балета. Людей, которые могли бы передать это наследие молодым учителям – остались единицы. Вера Алексеевна и Алтынай пытались сохранить этот базис. Они превратили школу в замечательный храм искусства, со своими традициями, уважаемыми во всем мире. Так же сделали уникальный ремонт, создали все условия для воспитанников, чтобы им было комфортно заниматься. Приезжая в Академию, всегда с трепетом в сердце вспоминаю годы, проведенные здесь. На встрече с нынешними учениками Вагановки я всегда чувствую и вижу, с каким уважением и любовью ученики относятся к Вере Алексеевне и Алтынай.

На протяжении многих лет существуют разговоры о том, что Валерий Гергиев пытается присоединить здание Академии русского балета к своему «Центру». Вера Алексеевна вместе с Алтынай долго боролась и отстаивала интересы старейшей балетной школы, оберегая эту святыню. Качество нашего российского балета зависит напрямую от качества обучения училищ и академий, их выпускников. Мне как воспитаннице этой школы, очень обидно наблюдать за таким поворотом событий. Об уровне преподавания здесь говорит и факт моей биографии: я была принята в Мариинский театр на должность солистки еще за год до окончания Академии, будучи студенткой. Это первый и единственный случай в истории театра, и конечно, в первую очередь я благодарна за то моим педагогам.

Смена руководства происходит настолько беспринципно, открыто, внаглую, что обидно до слез.  Я с уважением отношусь и к Ульяне Лопаткиной, и к Николаю Цискаридзе, и думаю, они и сами не рады, что ситуация повернулась таким образом.

Как говорят в кулуарах Академии, этот кадровый переворот — очевидная подготовка к изъятию здания Вагановки под некое новое коммерческое образование – будь оно гибридным "центром Гергиева" или полигоном для столичных бизнесменов.

Незаконное увольнение профессионалов – это уже традиция Министерства. Когда тема незаконного увольнения коснулась меня, я нашла в себе силы отстаивать свои интересы. Но в данном случае машина бескультурья от Министерства культуры просто задавила этих двух уважаемых во всем балетном мире специалистов, профессионалов своего дела, а вместе с ними целый пласт бесценного опыта, приобретенного годами кропотливого труда. Все происходящее выглядит как типичный рейдерский захват. И боль в их сердце не унять никакими «срочными» наградами.               

Анастасия Волочкова, volochkova-a.livejournal.com, фото topnews.ru











Lentainform