16+

Есть ли смысл переводить автобусы в Петербурге на метан?

08/11/2013

Есть ли смысл переводить автобусы в Петербурге на метан?

К 2015 году Смольный собирается перевести 50% городских автобусов на метан. И заставить частных перевозчиков закупать автобусы, работающие на газе. Эксперты, впрочем, сомневаются, что эти планы удастся реализовать – пока в городе только одна метановая заправка.


           Дешевое топливо для дорогого транспорта

В мае этого года Владимир Путин поручил правительству  ускорить разработку программы перевода автомобилей на газ. Потом Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому использование газомоторного топлива на городском транспорте должно составить до 50% в городах  с населением более 1 млн человек, до 30% – более 300 тыс. человек, до 10% – более 100 тыс. человек. И вот эти директивы начали реализовываться в Петербурге – скоро в городе появится 45 автобусов на метане.

ГУП «Пассажиравтотранс» уже провел конкурс на закупку 30 метановых автобусов. Затем такой же конкурс объявил смольнинский комитет по госзаказу – на закупку 15 автобусов стоимостью не более 187 млн рублей.

Пока новые автобусы смогут работать только на маршрутах № 13 и № 39, курсирующих до аэропортов Пулково-1 и Пулково-2, поскольку единственная в городе метановая заправка находится на Пулковском шоссе. Возможно, позже появится маршрут, курсирующий по Московскому району.

Главный аргумент перехода на газ – его дешевизна. Правда, сам процесс внедрения автобусов не дешев.

Один метановый автобус (с двумя секциями, вместимостью не менее 145 человек) в среднем стоит 12,5 млн рублей, то есть на 10-15% дороже обычного автобуса. Кроме того, для безопасной эксплуатации нужно будет провести техническое  перевооружение автобусного парка, рассказывает пресс-секретарь ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова: «В настоящее время ведутся проектные работы. По итогам проектирования мы поймем, какое оборудование нужно будет приобрести и какие элементы инфраструктуры изменить. Уже сейчас, например, понятно, что нужно будет организовать пост проверки герметичности газобалонного оборудования перед выпуском автобуса на линию»

Кампания по внедрению газового топлива началась и в Москве: до 2020 года планируется перевести на газовое топливо подвижной состав 12 из 19 автобусных парков, то есть почти 4 тыс. автобусов. Стоимость строительства одной АГНКС (газонаполнительной станции) на 300 автобусов с ежедневным пробегом до 300 тыс. километров – до 300 млн рублей.

История одного автобуса

Идея обзавестись газовыми автобусами появилась еще в 2004 году. Тогда появилась первая (и до сих пор единственная) многотопливная заправка, где есть возможность заправиться метаном. Появилось и соглашение о пробной эксплуатации городского автобуса «Скания Омни Линк» на газовом топливе, предусматривавшее эксплуатацию автобуса в период с 1 января по июнь 2006 года. Соглашение заключили ООО «Скания-Питер», ООО «Лентрансгаз», Комитет по транспорту и ГУП «Пассажиравтотранс». Пробные рейсы состоялись в ноябре 2005 года по маршруту от площади Восстания до Бирживой площади. Потом автобус куда-то исчез.

Татьяна Клепикова рассказала, что в 2004–2006 годах проходили опытную эксплуатацию газовые автобусы марок «Скания» и «ЛиАЗ». Потом они не исчезли, а были возвращены изготовителю: «Эксплуатация прошла успешно, но на тот момент не стояла задача их закупки и вообще использования газомоторного топлива на общественном транспорте. Теперь такая задача стоит. Но те автобусы, которые мы закупаем сейчас, отличаются от тех – они более современные, в них будут установлены  модемы. А «Скания», кстати, таких автобусов вообще не выпускает». 

Аналогичную историю мы можем наблюдать сейчас, рассказывает Татьяна Клепикова: «Вскоре мы будем тестировать гибридный автобус, который  работает от батареи и дизельного двигателя поочередно. Нам предоставляют его для временной эксплуатации: будем смотреть, как он работает в условиях мегаполиса. Потом мы его тоже вернем».

Гибридный автобус «Богдан-А70522» украинского производства прибыл в Петербург на  прошлой неделе. Он дает экономию топлива на уровне 35-40%, без включенного дизельного двигателя может пройти несколько километров, работая от батарей.

Как работает газ

Чтобы перейти на газ, нужно либо купить автомобиль со встроенными баллонами, либо переоборудовать обычную машину под газ, рассказывает консультант петербургского отделения итальянской компании LOVATO Ангел Лазаров: «Сейчас за границей выпускают автомобили, которые сразу работают на метане, – и в России они появились несколько лет назад. В основном это «мерседесы» и «фольксвагены». Ездить можно и на бензине, и на газе – в салоне есть кнопка, которая переключает с режима газа на режим бензина, и наоборот».

Если у вас уже есть автомобиль, его тоже можно перевести на газ – этим занимаются специализированные компании по установке ГБО (газобалонного оборудования). По словам Лазарова, на газ переходят в основном бензиновые легковые автомобили. «Дизельные тоже переводят, но это очень сложно и дорого, а потому вряд ли окупится. В некоторых европейских городах городской транспорт ездит на метане – никакой экономии тут нет, но зато и нет урона экологии».

Переоборудование на газ не означает полного перехода на газомоторное топливо. «Перевести автомобиль на газ полностью невозможно,  – говорит консультант Lovato. – Утром – и зимой, и летом – в России холодно, и машина заводится только на бензине, а только потом переводится на газ. Полностью газовые машины есть только в США и Корее – видимо, там климат позволяет. В Европе такого нет».

Бензин, пропан, бутан, метан

Газ бывает двух видов: пропан-бутан и метан. Пропан-бутаном в Петербурге заправиться можно с меньшими проблемами, чем метаном, – в городе около 40 пропан-бутановых заправок. Проблема именно с метаном.

Метан – это сжатый природный газ. А пропан-бутан  производится из нефти. Разница между ними довольно большая. Пропан-бутан, например, находится жидком виде, а метан – только в газообразном.

«Метан не сжижается даже при давлении в 200 бар. Отсюда – все его недостатки. В баллонах образуется очень высокое давление, из-за этого они много весят, а это дополнительная нагрузка на автомобиль. Уменьшается мощность двигателя. В баллон емкостью 50 литров влезает 50 литров пропан-бутана и около 12 кубометров метана. 12  кубометров – это очень мало, так как расход 1 кубометра метана равен расходу 1 литра бензина. Это значит, что при одинаковых баллонах на 50 литров у пропан-бутана пробег около 400 км, а у метана – 150 км. Значит, чтобы метана хватило, нужно ставить либо один большой баллон, либо несколько маленьких, по 50 литров. А это очень утяжеляет машину и занимает большую полезную площадь».

Несмотря на то что метан дешевле пропан-бутана (16 рублей за кубометр против 19 рублей за литр), переоборудовать машину на метан – дорогое удовольствие, так как используются дорогие баллоны, рассчитанные на высокое давление. 

Сегодня в Петербурге ежемесячно на газ свои автомобили переводят в среднем 300  владельцев машин, чаще – «Газели».  Стоимость установки оборудования для пропан-бутана на четырехцилиндровый двигатель – 20-25 тысяч рублей. Установка пяти баллонов по 50 литров для метанового топлива – 120 тысяч рублей.  Поэтому те, кто переделывают свои машины под газ, переходят на пропан-бутан.

Главное преимущество метана – это экологически чистое топливо, не содержащее вредных веществ. Пропан-бутан уступает ему, хотя и он лучше, чем бензин и солярка. 

Пропан-бутан получают из нефти, то есть это не особая альтернатива бензину. В отличие от метана.

Среди неспециалистов бытует мнение, что газовое топливо опаснее бензина. Но эксперты говорят, что это не так. «С другой стороны, когда в автомобиле две топливные системы, вероятность утечки повышается в два раза соответственно. В этом вся опасность, – говорит консультант Lovato. –  А если сравнивать сами газы, то метан опаснее, так как он создает большое давление в баллонах, в то время как пропан-бутан создает давление не большее, чем вода в водопроводном кране».

Метан уже был

Консультант Ангел Лазаров рассказывает, что в России давным-давно начали заправлять автомобили газом – около 50 лет назад.  «В советское время завод «Компрессор» выпускал газобалонное оборудование. Теперь выпускаются только баллоны, а оборудование в основном импортное – итальянское, польское, турецкое», – говорит он. По его словам, в советское время газовых заправок в Петербурге было больше, чем сейчас, – и даже 5-6 метановых. Потом их почему-то убрали.

Однако сегодня инфраструктура не развита вовсе,  поэтому и автомобилей на метане очень мало – и не только в Петербурге, но в России в целом. Год назад ОАО «Газпром»  планировал запустить программу по строительству автомобильных газонаполнительных компрессорных станций по всей России, но в Петербурге и Ленобласти новых АГЗС пока не появилось. В Ленобласти  три метановых заправки – в Сестрорецке, Тосно и Тихвине.

По уровню использования газомоторного топлива в мире Россия сейчас находится на 20 месте.

Понятно, что если бы в качестве единственной причины перевода автобусов на газ была бы забота об экологии, то никакого движения в этом направлении не произошло бы. Но у проекта есть и влиятельный лоббист – «Газпром», который заинтересован в расширении сбыта добываемого им метана.

Но эксперты не слишком верят, что к 2015 году половина городских автобусов будет переведена на газ. И дело даже не в стоимости закупки новых автобусов, а в том, что заправлять их будет негде –  «Газпром» пообещал к 2016 году построить в Петербурге еще 10 метановых заправок (а это на год позже, чем должны реализоваться планы Смольного). Но даже если эти заправки появятся быстрее, их все равно не хватит – ежедневно на маршруты выходит 1300 автобусов только «Пассажиравтотранса». То есть по планам, на газ надо перевести минимум 650 автобусов. Плюс автобусы частных перевозчиков. Реализовать планы  возможно только если в городе составить 10 газовых автобусных маршрутов вокруг 10 газовых заправок. И кататься по кругу.                  

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform