16+

«Сказочные сериалы мы можем делать не хуже американцев. Но не делаем»

08/11/2013

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Поговорим о сказочных сериалах. Я специально не хочу употреблять понятие «фэнтази», потому что слово «сказка» – оно более широкое, более доброе и к тому же русское. Хотя, к сожалению, я буду говорить не о русских сериалах. А об одном польском и двух американских.


             Все три сериала сделаны на очень хорошей литературной основе, сделаны по книгам мега-успешным, переведенным на многие языки. Так, польский сериал «Ведьмак» базируется на книгах писателя Анджея Сапковского – у него цикл тоже называется «Ведьмак». Я не раз советовал  друзьям читать книги Сапковского, потому что это очень интересные, философские и страшные сказки о жизни и любви. И совершенно не важно, что действие у Сапковского разворачивается в вымышленной реальности. Главное там все равно отношения между людьми.

Эти книги стали культовыми не только в Польше. А в Польше отношение к Сапковскому – как у нас к братьям Стругацким. Поэтому экранизация цикла о «Ведьмаке» была практически неизбежной.

Сериал снят по двум повестям из цикла о Ведьмаке. К сожалению – он односезонный. Главного героя – ведьмака Геральта – играет известный польский актер Михаил Жебровский, который играл и в «Огнем и мечом» Ежи Гофмана.

Зачин там такой: то ли это Земля после нашей цивилизации, то ли до нашей цивилизации, но расплодилось на ней огромное количество всякой нечисти, она мешает людям жить. Для борьбы с нечистью ученые вывели особую породу ведьмаков, которые обладают сверхспособностями. Ведьмак Геральт – изгой внутри ведьмакского сообщества, он способен любить по-настоящему. Впрочем, не буду дальше пересказывать сюжет, потому что это дело наблагодарное. Лучше сериал посмотреть.

Хотя по сравнению с американскими сериалами, о которых скажу чуть дальше, польский «Ведьмак»  существенно беднее. Но я считаю, что приветствовать нужно саму героическую попытку поляков снять подобное кино. Они молодцы: попробовали, и у них получилось – это вполне профессиональная работа. Может быть, полякам помогло то, что они не новички в многосерийном кино. Со времен своего социалистического детства я помню «Трех танкистов и собаку», «Ставку больше, чем жизнь». Но снимали в Польше не только про войну,  исторические сериалы тоже были. Жалко, что поляки редко забегают в высшую сериальную лигу.

Второй сериал – американский, суперкультовый. Называется «Игра престолов». Он базируется на не менее успешном цикле романов, написанных Джорджем Мартином. Это, по-моему, самый дорогой сериал всех времен и народов. Он получил огромное количество наград. Уже вышло три сезона, будут делать четвертый.

Очевидный недостаток во всей этой истории я вижу только один: Джордж Мартин продолжает изготавливать свою книжную серию, потому что понял, что это бесконечный источник славы и денег.

Действие в сериале происходит в неком вымышленном мире, похожем на наше Средневековье. Война всех со всеми, густо замешанная на мистике и магии. Это очень взрослая сказка, в которой говорится о серьезных вещах, в том числе о природе власти.
Размах этого сериала таков, что его создатели не стесняются пригласить на роль звезду первой величины и заставить его персонажа погибнуть в первом же сезоне.

Сценарист и один из двух главных продюсеров «Игры престолов» Дэвид Бениофф был автором сценария фильма «Троя», где играл Брэд Питт. Бениофф еще тем интересен, что написал книгу о ленинградской блокаде. У нас она вышла под названием «Город». Я ее читал  – любопытная книга. Бениофф по происхождению из России, говорит, что его дедушка был в Ленинграде во время блокады. Никакой картины по блокадной книге Бениоффа не было пока снято, но с проектом «Игра престолов» он блестяще справляется.

Третий сериал – «Легенда об искателе» – тоже американский, он попроще, чем первые два, но тоже базируется на известных книгах. Их написал Терри Гудкайнд, они у него называются: «Первое правило волшебника», «Второе правило волшебника», «Третье правило волшебника» и так далее. Всего девять или десять книг. Правда, создатели сериала гораздо дальше отошли от литературной основы, чем, скажем, в «Игре престолов».

«Легенда об искателе» – вертикально-горизонтальный сериал, т.е. в каждой серии рассказывается одна история, но есть и единая сюжетная линия. Это сериал более тинейджеровский, воспитательного, я бы сказал, характера. Он менее звездный, менее помпезный, но очень комфортный, крепко и добротно сделанный.

Для съемок сказочных сериалов у нас в России невероятно много возможностей – хорошие книги есть, например, цикл Сергея и Марины Дьяченко «Скитальцы», они хоть и украинцы, но пишут и по-русски. Т.е. сказочные сериалы хотя бы в части сюжета мы можем делать точно не хуже американцев. Но никто не делает.             

ранее:

«Какие непатриотичные американские телесериалы я советовал журналисту Минкину»
«Американцы не боятся в своих сериалах делать из президента страны преступника. У нас такое нереально!»
«Почему у скандинавов получаются делать хорошие телесериалы?»
«Американцы не вспоминают первоисточник. Их Шерлок Холмс – наркоман»
«Когда я включил первую серию «Спартака», я сам себе сказал: как можно смотреть такую дрянь...»





3D графика на заказ







Lentainform