16+

«На нашем ТВ полный Кобзон...»

08/11/2013

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Одной из тем государственного ТВ было некое заседалище, на котором обсуждался проект ЕУИ – единого учебника истории. На самом деле, если разобраться логически, ни малейшего значения содержание этой книжки и примененные в ней формулировки не имеют. И все хлопоты вокруг ЕУИ фальшивые.


             Ну, допустим, монголо-татарскское иго (МТИ), под этим лейблом зафиксированное в бессчетном количестве учебников, курсов истории, монографий, статей, в «Большой советской энциклопедии» (т. 16), будет в новом учебнике названо золотоордынским. Но, во-первых, сказал бы я, если бы меня позвали на совещание в Кремль, это в корне неверно исторически, потому что  сначала Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а уже потом – ханов Золотой Орды, а кроме того, была еще и Большая Орда после распада Золотой. Так что все непросто.

Во-вторых, этот политкорректный запрет на использование прежнего термина только усилит к нему внимание, и все будут говорить: «золотоордынское, бывшее монголо-татарское иго» (как в анекдоте: «Иванов, бывший Рабинович»).

В-третьих, в советское время был специальный анекдот: после протеста Казани русскую пословицу переиначили, и теперь надо говорить: «Незваный гость лучше татарина». Но то, что даже в советское время было анекдотом, теперь решили узаконить на полном серьезе, что само по себе анекдотично.

В-четвертых, и это самое, пожалуй, существенное, этот ЕУИ в эпоху интернета вообще не значит ничего, и нужно сперва установить полноценный тоталитарный режим, отключить WWW, сжечь или убрать в спецхраны все издания со старым лейблом, после чего спустя 40 – 50 лет можно надеяться на то, что про МТИ забудут и термин будет элиминирован. Это же касается того, как в ЕУИ изобразят Сталина и будет в нем или не будет упомянут МБХ, который уже вошел в историю независимо от потуг кремлевских заседателей. 

Но в том-то и состоит прелесть нынешнего режима: не имея уже технических возможностей, он все время порывается вернуть нас туда, в светлое тоталитарное прошлое. И именно ТВ это все время проявляет, напоминая стихи Мандельштама: «И с бессмысленной улыбкой / Вспять глядишь, жесток и слаб, / Словно зверь, когда-то гибкий, / На следы своих же лап».

Другой заметный след своих же лап – продолжающийся под нескончаемый интернет-гогот и интернет-свист трафик олимпийского огня (ОО). На неделе ТВ показывало ОО на Северном полюсе, а люди у телеэкранов сидели и прикидывали, сколько стоила бюджету эта бессмысленная экскурсия атомного ледокола «50 лет Победы» на полюс и обратно, чтобы выжившие из ума люди сделали с ОО пробежку на широте 90 градусов «вокруг земной оси». Причем совершенно случайно на указанной широте оказались телекамеры и толпа журналистов. Видимо, мимо проходили и заглянули на огонек.

Наконец, третий заметный след оставил телеканал «Россия-1»: в воскресенье сначала в «Вестях недели», а потом на воскреснике у В. Соловьева была предпринята мощная идеологическая атака на США. Персонально на Обаму попер Д. Киселев, сначала объявив его одиноким, а потом назвав «президентом дронов» (дроны – беспилотные летательные аппараты, ввиду отставания России в этой области дроны по команде из Кремля вызывают особую ярость у Д. Киселева). «Американцы создают другой мир», – фантазировал Киселев в стиле «Теллурии» В. Сорокина.

Сами же дроны Киселев почему-то назвал «оружейным порно». Видимо, они ассоциируются у Киселева с гениталиями, т.е. некие повреждения в уме у зам. гендиректора ВГТРК очевидны.

Опять США уличали в шпионаже так, словно у России нет своих шпионов, опять у Д. Киселева пошел в ход Гитлер (в предыдущий раз – для компрометации А. Навального), кинокадры с которым были на сей раз использованы в ходе приступа антиамериканской истерии. В общем, полный Кобзон. Который, кстати, призвал мстить америкосам за Лепса. Чего-чего, а скуки не было.

Тем более, что тот же канал «Россия-1» показывал всю неделю сериал «Пепел». На фоне обычного телефуфла этот сериал отличается непривычной для нашего ТВ концепцией. Об игре актеров говорить не приходится – за исключением Чулпан Хаматовой, игры нет, тот же В. Машков не изменил мрачное выражение лица за все серии, с 1938 по 1948 год. Ему режиссер как сказал нахмуриться, так он и проходил весь фильм в одной угрюмой маске, усиленной небритостью.

Сценарий бездарный, хотя трудились вчетвером. Капитан Красной армии Петров (В. Машков) и вор-медвежатник Пепел (Е. Миронов) по воле капитана меняются одеждой и биографиями, и в итоге капитан становится бандитом Пеплом, который после войны оказывается во главе банды, живущей грабежом и убийствами, а медвежатник заканчивает войну полковником Петровым, увешанным орденами, к нему же перешла по наследству жена Петрова, потому что вор убедил ее, будто прежний муж погиб. А он не погиб, а стал бандитом. Дальше разные коллизии, все трое фантастическим образом встречаются в одной точке, общая жена уже ненавидит обоих Петровых, и настоящего, и фальшивого, и все заканчивается по-шекспировски – общей гибелью. Случайно уцелел только Пепел.

Практически все мотивировки сюжета беспомощны, критики не выдерживают, а описания не заслуживают. Зато получилось неожиданно, ибо алогично до абсурда. Интересно в фильме только одно: сверхидея. Капитан Красной армии легко стал бандитом, а вор столь же легко – полковником Советской армии, любящим мужем, заботливым командиром. В этом, конечно, есть условность сценарного хода, но одновременно и философский концепт. Человека нет, или, говоря языком экзистенциализма, существование есть, а сущность у человека отсутствует, то есть человек пуст внутри, а есть только роли, которые полый человек бессмысленно разыгрывает. Об этой-то пустоте, неизбежно ведущей к смерти, и поставлен фильм, почти философская притча, для обычного зрителя чересчур сложная и пессимистическая. Впрочем, канал «Россия-1» даже не понял, что взял для показа, – для того бедлама, который там царит, это вполне закономерно.                 

ранее:

«От сильного испуга перед революцией ТВ кое о чем проговорилось»
«Гринписовцы нужны только для одного: показать США, что мы можем игнорировать международные законы»
«Неплохая получилась бы телепередача с такой темой: «Гитлер и мы»
Когда же, черт ее возьми, «Современная идиллия» в России устареет?











Lentainform