Почему бразильцу Халку в «Зените» все сходит с рук?
11/11/2013
Новое петербургское футбольное божество Живанилдо Виейра да Соуза (сознавая всю сложность своего имени, само божество с малых лет предпочитает играть в футбол и зарабатывать деньги под прозвищем Халк) нынешней осенью чудит по полной программе.
Вот только два примера. 26 октября лидер российского чемпионата «Зенит» осчастливил своим прибытием Екатеринбург. Для местных болельщиков, чей клуб «Урал» только в 2013 году после долгих потуг добрался до премьер-лиги, такой визит стал знаковым событием. И мишенью номер 1 для уральских собирателей автографов на листках бумаги, футболках или просто на вспотевших от волнения ладонях был, естественно, Халк. А для самого бразильца матч с «Уралом» тоже стал в каком-то смысле знаковым: на втором году игры за «Зенит» он впервые не забил пенальти. Не хватило звезде мирового футбола простора, не попал он мячом в створ ворот шириною в 7 метров и 32 сантиметра.
Аутсайдер чемпионата «Урал» так обрадовался этому подарку в начале матча, что быстренько забил гол в ворота «Зенита». В результате «плановые» три победных очка в Екатеринбурге дались «Зениту» ценою усилий Романа Широкова, забившего два решающих мяча.
Именно уральский хэппи энд «Зенита» со счетом 2:1, казалось, избавил бразильца от критики после матча. Дело же было не в том, что Халк «мазнул». С кем не бывает – Месси с Роналду порою тоже не попадают с убойных позиций. Просто Халк презрел старинный футбольный закон: заработавший 11-метровый игрок (а именно ворвавшегося в штрафную Халка снес вратарь «Урала» Солосин) сам пробивать его не может. И этот закон логичен. Исполнитель приговора в виде пенальти должен быть хладнокровен и собран. Но какое там хладнокровие, когда полминуты назад ты получил по ногам и пролетел по земле пять метров! У тебя пульс будет зашкаливать! Но Халк поднялся с газона, забрал мяч, установил его на «точку» и – не забил.
По традиции не забивший 11-метровый игрок автоматически лишается статуса штатного пенальтиста команды. Образно говоря, встает в очередь, ожидая промахов своих сменщиков. Но – вы плохо знаете Халка!
В минувшую среду «Зенит» играл дома с португальским «Порту» – тем самым клубом, у которого за бешеные деньги и был куплен в «Зенит» Халк. Тяжелейший для «Зенита» матч, безнадежный по содержанию первый тайм (итог которого 1:1 казался счастьем) – и чудесное преображение «Зенита» после перерыва. Безостановочные атаки «Зенита» во втором тайме привели к логической развязке: защитник «Порту» рукой прервал полет мяча в своей штрафной площадке. Рев стадиона был слышен на всю Петроградскую сторону: пенальти!
Роман Широков пошел было к мячу... Но, используя свою неподражаемую мышечную массу, лихо расталкивая и своих, и чужих, мячом снова завладел Халк! И все зенитовцы промолчали... А через несколько мгновений угрюмо замолчал и бушевавший до этого стадион: зенитовский бразилец, имея от природы удар пушечной силы, даже не пробил по мячу – а катнул его в руки своего давнего приятеля, бразильского голкипера Элтона, с которым он не один год просидел бок о бок в раздевалке «Порту». В итоге важнейший свой матч «Зенит» так и не выиграл...
Неудивительно, что после финального свистка не сдержался даже партнер Халка по команде, многолетний лидер «Зенита» (а ныне, увы, не имеющий постоянного места в стартовом составе) Андрей Аршавин: Халк в этом матче забирал все «стандарты» – штрафные удары, угловые. Не забил пенальти – причем второй раз подряд. Может быть, теперь что-то изменится...
Аршавина понять можно. Ему, взорвавшему игру «Зенита» во втором тайме после яркого выхода на замену, было особенно обидно не выиграть. А вот оправдательную речь в честь Халка от главного тренера петербуржцев Лучано Спаллетти разум воспринимать решительно отказывался. Итальянский специалист вообще великий мастер на витиеватое словоблудие, но в среду на пресс-конференции он превзошел самого себя: «По этому пенальти я скажу вам следующее. На мой взгляд, всегда лучше оставлять выбор пенальтиста на откуп игрокам, что мы всегда и делаем. Я вам отвечу, почему. Дело в том, что в конкретный момент игры футболисты на поле гораздо лучше знают и чувствуют, кто и в каком состоянии, кто способен пробить 11-метровый. Гораздо лучше тренера. Во всех больших командах происходит подобным образом. Единственная ситуация, когда тренер может вмешаться, – это когда игроки не могут договориться...»
Поразительное заявление. Обратим внимание даже не на то, что Спаллетти явно лукавит: во всех футбольных командах – что в «больших», что в «маленьких» – есть четко выстроенная и утвержденная главным тренером цепочка штатных пенальтистов, обычно из трех-четырех игроков. Не заметим и того, что Спаллетти как раз должен был вмешаться – скандальная инициатива Халка вызвала явное недовольство других зенитовцев...
Петербургские спортивные журналисты давно привыкли к тому, что Лучано Спаллетти говорит очень много, но если, к примеру, убеждает накануне игры, что вратарь Вячеслав Малафеев снова болен и у него ноль шансов попасть в заявку на матч – то Малафеев в заявке непременно оказывается. Но сейчас, похоже, с молчаливого попустительства (или даже с благословения) Спаллетти создается опасный прецедент. В «Зените» появляются футболисты, которые «чуточку равнее, чем другие». И в первую очередь это относится к двум зенитовским легионерам – вышеупомянутому Халку и португальцу Мигелю Данни. Эта пара имеет карт-бланш практически на любые ошибки, любые чудачества и упрямства.
Халк – безусловный лидер сегодняшнего «Зенита». И в этой тяжелой, часто неблагодарной роли он периодически бывает очень хорош. Овладевает мячом и со слепой яростью, круша все на своем пути, идет на таран любого количества защитников. Иногда получается на загляденье – и Халк вырывается на ударную позицию, а уж удар у него всем мировым бомбардирам на зависть! Был даже момент, когда бразилец забил в шести матчах российского чемпионата кряду... Но чаще всего получается наоборот: своими налитыми кровью глазами Халк в упор не видит находящихся в гораздо более выгодных ситуациях партнеров – и прямолинейно упираясь в целую гущу опекунов, бездарно теряет мяч.
Еще колоритнее случай с Данни: по уровню виртуозной работы с мячом на высокой скорости с Мигелем в мировом футболе могут конкурировать единицы. Но голова португальца не всегда поспевает за ногами – и частенько, когда гол, кажется, уже неминуем, Данни делает такую нелепую передачу или так засаживает мяч в небеса, что болельщики на трибунах лезут за валидолом.
И тем не менее эти двое, Халк и Данни, волею Спаллетти в стартовом составе «Зенита» всегда, при любом раскладе и любой степени собственной готовности к матчу. В клубных кулуарах даже поговаривают, что тот же Халк с помощью своих агентов еще при подписании контракта с «Зенитом» специально оговорил для себя подобную привилегию. И это крайне важный момент. На носу очередной чемпионат мира, домашний для Бразилии. А попасть в футбольную сборную этой страны будет значительно сложнее, чем в российскую. Так вот, нынешний наставник пятикратных чемпионов мира Луис Фелипе Сколари вызывает игроков в сборную по ключевому принципу – их востребованности в клубах. И понятно, что за испанским или английским чемпионатами из Бразилии наблюдают внимательнее, чем за российским. Вот почему Халку необходимо много играть и как можно больше забивать. Вот почему он играет иногда сам на себя и на собственную статистику.
Ветеран нашего футбола, лучший игрок страны-1972 Евгений Ловчев под влиянием последних художеств Халка в сердцах заявил: «Он разрушил игру команды. В «Зените» есть артиллерист и 10 подносчиков снарядов. Берет человек мяч и прет на ворота. Может забить, но чаще всего теряет мяч. И мне кажется, что вся команда бесится от такого футбола! Страшное дело, что и Спаллетти тоже зависит от этого игрока. Он когда-то не поставил Халка на место, а теперь уже поздно что-то говорить».
Сказано, конечно, чересчур резко и безапелляционно. Но факт остается фактом: Халк играет в свое удовольствие, а прима-бомбардир «Зенита» последнего десятилетия Александр Кержаков выходит на поле через раз. Данни ошибается, а скоростную «электричку» в лице Владимира Быстрова выпускают на последние пять минут матча. Быстров – полузащитник сборной России! – даже разогнаться хотя бы разок не успевает...
Незаметно выпал из состава прежде незаменимый защитник Александр Анюков, который якобы принципиально не хочет играть под началом Спаллетти. Теперь четверка защитников «Зенита» полностью стала иностранной – на флангах аргентинец с итальянцем, в центре – бельгиец со словаком и португалец на подмену.
Анюкова же, по слухам, уже этой зимой ждут в московском «Динамо». Том самом, где при новом президенте клуба, петербургском миллиардере Борисе Ротенберге, образовалась настоящая зенитовская диаспора. На днях к бывшим игрокам «Зенита» в «Динамо» – Игорю Денисову, Алексею Ионову, Роману Березовскому – примкнул и знаменитый массажист Сергей Колесников. Раньше он лечил травмы игроков в сборной и «Зените», теперь будет совмещать массажный процесс в сборной и «Динамо». Тоже не сработался со Спаллетти. Конфликт дошел до того, что массажист с мировым именем, участник четырех Олимпиад и шести чемпионатов мира в ходе матчей «Зенита» по приказу Спаллетти оставался в раздевалке, чтобы готовить чай!
Быстрова его «пять минут» – в отличие от киногероини Людмилы Гурченко – тоже никак не устраивают. И не будет особого повода удивляться, если через месяц игрок сменит «Зенит» на «Краснодар». В этом провинциальном клубе усилиями влюбленного в футбол Сергея Галицкого (тоже миллиардера) игрокам созданы райские условия. А когда в последний раз защищал ворота «Зенита» еще один коренной питерец – Малафеев, с трудом вспомнят даже самые преданные поклонники команды.
«Зенит» потихоньку превращается в «Zenit». И вроде бы ничего предосудительного в этом нет – таковы мировые футбольные тенденции. Но вся беда в том, что наш российский футбол живет по особым законам. При первом же форс-мажоре (уход спонсора, уменьшение зарплаты или смена тренера) варяги, воспользовавшись «опцией в контракте», попросту разбегутся в поисках лучшей доли. «А кто же в лавке-то останется?!»
В каждой профессиональной футбольной команде есть игроки, обладающие железными нервами и поставленным ударом, они лучше других исполняют одиннадцатиметровые удары. Их называют штатными пенальтистами. В довоенном «Зените» чаще остальных пенальти исполняли Виктор Бодров и Валентин Шелагин, затем в пенальтистах ходил Анатолий Коротков, затем настало время Льва Бурчалкина и Павла Садырина. Хотя тогда одиннадцатиметровые случались не часто. И судьи были на них более скупы, и «Зенит» не ходил в лидерах отечественного футбола, чаще оборонялся. Были сезоны, когда ленинградцы вообще ни разу не получали возможности пробить с «точки».
Александр ЗВЕНИГОРОДСКИЙ, Сергей ЛОПАТЕНОК
- Юрий Желудков: «Халк – это пустое место»
- Как начинался конфликт между Романом Широковым и болельщиками
- Блогеры — о пьяной выходке нападающего «Зенита» Бухарова в аэропорту «Пулково»
- «Пока «Зенит» будет покупать игроков такого низкого уровня как Родич и Лукович, никакие наши таланты не пробьются»
- Какими интригами живет петербургский и российский баскетбол?
- Россияне удивлены, почему Путин постоянно вспоминает Киплинга, который был русофобом
- «Послание Путина — это попытка откупиться от общества»
- Невзоров считает, что россияне воспримут новые выплаты на детей от Путина, как пощечину
- Зачем «туристы» Петров и Боширов поссорили нас с чехами
- 10 стран с самыми богатыми природными ресурсами
- Можно ли делать кесарево сечение «по собственному желанию»?
- Как я работала в эскорт-агентстве. Личный опыт
- Не надо заворачивать грудь в капусту