16+

Создатели художественного фильма об Ассанже покопались в его детских комплексах

14/11/2013

Создатели художественного фильма об Ассанже покопались в его детских комплексах

У фильма «Пятая власть» – про историю сайта Wikileaks и его создателя Джулиана Ассанжа, рассказанную его помощником, – на киносайтах неплохой зрительский рейтинг. Обозревателя «Города 812» это удивило, она даже поразилась тому, как Голливуд может испортить самую занимательную историю.


          Рейтинг у картины хороший, вероятно, за счет двух вещей. Во-первых, там играет Бенедикт Камбербэтч, который снялся в роли Холмса в английском сериале «Шерлок». Во-вторых, в памяти зрителей еще свежа чехарда вокруг Эдварда Сноудена и Wikileaks. Однако тех, кто хочет посмотреть байопик про революционера Ассанжа, изменившего мир, ждет разочарование. Из всей насыщенной событиями жизни Ассанжа в фильме показан только тот момент, когда созданный им сайт Wikileaks обретает всемирную популярность и публикует секретную переписку дипломатов США. При этом сам Ассанж предстает мелкой ничтожной личностью.

Начинается история с того момента, когда Ассанж – харизматичный Бенедикт Камбербэтч, встречается в Берлине со своим будущим помощником Дэниэлом Домштайн-Бергом – бородатым юношей с мелкими чертами лица (Даниель Брюль). Берг работает системным администратором в какой-то фирме, ходит на съезды хакеров и тяготится размеренной жизнью. Ассанж рассказывает Бергу про мощную сеть агентов Wikileaks и обещает, что вместе они совершат революцию – дадут замученным корпоративным и политическим обманом людям возможность рассказывать и узнавать правду. На самом деле никаких агентов у Ассанджа нет. В дальнейшем выяснится, что привычка выдавать желаемое за действительное – отличительная черта Ассанжа, но суть фильма не в этом.

Снимая «Пятую власть», авторы фильма хотели рассказать не столько про то, как много в современном мире неправды, сколько про личных демонов Джулиана Ассанжа. Но задав такую высокую психологическую планку, они оказались неспособными ее взять. На главный вопрос истории – что из себя представляет Джулиан Ассанж – главная заноза в заднице всего западного мира, и как так получилось, что именно он стал главным правдорубом современности, авторы ответили просто. У него было трудное детство. Его мама, австралийская хиппи, по ошибке вышла замуж за члена тоталитарной секты под названием «Семья». В секте детей отнимали у родителей и совершали разные ужасы. Поэтому Ассанж – врун и эгоист. А еще он красит волосы.

Рассказы Ассанжа о трудном детстве и сыне, которого он давно не видел, потому что занят борьбой с неправдой, выглядят как способ героя манипулировать окружающими. Вечные переезды из страны в страну – как неумение строить свою жизнь на одном месте, а не результат преследования спецслужб. Отказ редактировать поступившее к нему сирийское досье с именами американских агентов, которые могут пострадать, – не бескомпромиссность современного сетевого камикадзе, а детское желание настоять на своем. А вся деятельность сайта Wikileaks – как попытки неудачливого гика привлечь к себе внимание целого мира. Дэвид Камбербэтч, с его глубоким басом и загадочным выражением лица, как может, старается компенсировать сценарные просчеты, но даже его усилий не хватает.

И все бы ничего – героем толпы вполне может оказаться ничтожество. Но авторы картины из эпизода в эпизод подчеркивают одно и то же: как хорошо всегда говорить правду. В результате этого когнитивного диссонанса на первый план «Пятой власти» выходит не Ассанж, а сетевой хомячок Берг, получивший возможность с помощью Wikileaks заявить о себе. Но потом и он скиснет – испугается масштабов произошедшего и начнет ставить бывшему кумиру палки в колеса. Да и информаторы Wikileaks – по сути такие же хомячки, которым выпал шанс нагадить системе.

В фильме нет ни настоящего героя, ни настоящих антигероев. Ассандж много говорит о врагах, которые его преследует, но на экране их нет. Только раз в фильме показывают столкновение с суровой действительностью – африканских информаторов Wikileaks расстреливают в упор посредине людной улицы. В результате в фильме нет ни экшена, ни психологического напряжения – спецслужбы, вроде, и охотятся за Ассанжем, но делают это без огонька.

По настоящему заводные эпизоды происходят в «Пятой власти» исключительно на экране компьютера – зрители с замиранием сердца должны следить, как на сайт Wikileaks загружаются сотни гигабайт разоблачающей информации, как мелькают страницы чата и открываются окна Скайпа.
Но для этого совершенно не обязательно идти в кино. Можно просто выйти в Интернет.         

Елена Некрасова











Lentainform