16+

Будут ли реже теряться чемоданы в новом терминале «Пулково»

25/11/2013

Будут ли реже теряться чемоданы в новом терминале «Пулково»

Будет ли багаж в новом терминале аэропорта «Пулково», который должен открыться 4 декабря, быстрее выдаваться и меньше теряться? Как устроена новая система сортировки багажа, какие чемоданы пропадают чаще всего и что делать, если вещи не прилетели вместе с вами, – «Городу 812» рассказал специалист отдела по обслуживанию багажной системы аэропорта «Пулково» Алексей Громов.


               – Чем отличается новая багажная система от старой?
– Фактически, сейчас в «Пулково» есть только конвейерная лента, которая доставляет багаж в зону комплектовки, где грузчики полностью вручную сортируют и комплектуют рейсы. У них нет ни сканеров, ни считывателей, они смотрят на багажную бирку, сами определяют рейс, в какую тележку надо положить груз, отклеивают специальные стикеры на багажной бирке – потом благодаря этому можно отследить, какой багаж куда попал.

– И на что ориентировались при создании новой системы обработки багажа – это что-то уникальное?
– На самом деле, это довольно стандартная система, что-то похожее в мире уже существует, например, в Шереметьево. Сами багажные линии простые – обычный ленточный конвейер, по которому идет багаж. Общая протяженность этих линий составляет порядка 5 километров, установлено много конвейеров, каждый поворотный и прямой элемент этой системы – это, фактически, отдельный конвейер.

На линии комплектации багажа будет 22 конвейера, но работать будет 21 – еще один предназначен для проблемного багажа. Туда будет попадать нечитаемый, непонятный багаж, багаж, по которому нет стандартного багажного сообщения.

– А в целом принцип у этой системы какой?
– После того как мы принимаем багаж у пассажира, DSC (Departure Control System – система контроля отправления) распечатывает багажную бирку. Одновременно формируется стандартное багажное сообщение BSM, которое передается в нашу систему, и, сверяясь с ним, она работает. В этом сообщении содержится имя и фамилия пассажира, рейс, класс – в общем, вся необходимая информация. Cистема автоматически сличает номер багажной бирки и номер в багажном сообщении, и после этого отправляет багаж на комплектацию рейса. Багаж доставляется до сортировщика, где он попадает в поддон и начинает циркулировать, ожидая своей сортировки. Если же совпадение не найдено, то такой багаж через станцию ручного кодирования попадает на проблемную линию, которую я уже упоминал. Если пришло время комплектации, поддон наклоняется у нужной линии и багаж просто скатывается по желобу; если нет, то отправляется на линию временного хранения.

– Значит, вручную вообще ничего не будет делаться?
– Есть станция ручного кодирования, где оператор может лично посмотреть на бирку  (когда система не смогла прочитать шрихкод автоматически), но если и там отсортировать не удалось, то дальше вступает служба розыска багажа.

– Считается, что чаще всего исчезает багаж во время пересадок пассажиров. Транзитный  багаж куда попадает?
– У нас есть 20 линий временного хранения багажа, они расположены в два уровня. Туда попадает багаж тех пассажиров, комплектация чьих рейсов еще не началась – например, трансферный багаж (пассажир просто ждет следующего рейса, не получая на руки багаж).

– А выдача багажа как будет организована?
– Создано 7 каруселей выдачи багажа – это самый простой элемент всей багажной системы. Грузчик просто подходит к монитору, определяет рейс, сверяется с системой и дальше выкладывает багаж. Лента выдачи будет запускаться автоматически, как только к ней подойдет грузчик – пред ней установлен фотоэлемент.

– Сколько времени пассажир должен ждать выдачи багажа? Есть какие-то нормативы?
– Нормативы есть, но я, прежде всего, хочу отметить, что для этого самое главное, чтобы крутилась конвейерная лента. Сама по себе выдача багажа – простейший элемент во всей багажной системе: там не происходит сканирования бирки, сличения багажных номеров тоже нет. Выдаваемый багаж уже отсортирован на борту судна, там все отдельно: трансферный, первый класс, эконом. Грузчик просто подъезжает и начинает выгрузку. В принципе, существенных задержек быть не может, единственное, что лента может остановиться, – но можно легко поменять карусель с помощью простого переназначения.

– Что главное для багажной системы – скорость обработки?
– Главными принципами были безопасность и производительность. В нашей системе несколько уровней защиты, исключающие возможность каких-то эксцессов. Никаких непроверенных или сомнительных сумок не должно попасть на комплектацию рейса, чтобы пассажиры могли лететь спокойно. И, кроме того, мы работали над минимизацией человеческого фактора – максимально возможная автоматизация всех процессов.

– Весь багаж проверяется на безопасность – это в какой момент происходит?
– 100 процентов багажа исследуется с помощью встроенного досмотрового аппарата, который передает изображение в комнату операторов. Они имеют возможность маркировать по разным признакам багаж как «чистый» или «грязный». Если есть сомнения или подозрения, то такой багаж направляется в комнату ручного досмотра на дальнейшие процедуры. Мне не хотелось бы очень углубляться – все-таки вопросы безопасности очень важны. Но общий принцип таков: абсолютно весь багаж контролируется службой безопасности, если есть какие-то подозрения, то система все делает так, что сомнительный багаж просто не попадает на комплектацию рейса, реализован принцип чистого сортировщика. Пока очистка не произведена, этот багаж не сможет вернуться на линию.

– Имеют ли право сотрудники аэропорта вскрывать багаж пассажира?
– Без пассажира делать этого нельзя. Только в случае, если это потерянный багаж, тогда существуют определенные процедуры.

– Периодически в аэропортах случаются форс-мажоры: погода нелетная иди какой-нибудь вип-самолет садится, в результате скапливается много пассажиров и, значит, много багажа. На какую нагрузку ваша система рассчитана?
– У нас в системе два сортировщика, производительность каждого – 5400 мест в час. А производительность всей системы в целом – 4800. То есть один сортировщик может справиться, если это необходимо, со всем максимально возможным объемом багажа, который поступает в аэропорт. Мы не ожидаем полной загрузки системы, у нас всегда есть варианты резервных путей. У каждого «острова» есть запасные ответвления.

– В каких случаях багаж у пассажира теряется чаще всего?
– К этому приводят совершенно разные причины. Система может получить два багажных сообщения на один номер и потом не разобраться, куда должен быть доставлен багаж. Он отправится на станции ручного кодирования, из-за этого возникнет задержка. К такой путанице чаще всего приводят ошибки со специальными стикерами – в случае, если их вовремя не удалили и системе не удается правильно распознать багаж.

Иногда задержка багажа связана с мерами безопасности, дополнительными проверками, из-за чего багаж может опоздать на рейс.

– И что с ним происходит дальше?
– Багаж идет в розыск, к специальным агентам по розыску багажа. Как правило, следующим рейсом он досылается пассажиру. Ну а пассажирам следует обратиться в розыск багажа.

– А кто обычно виноват в такой ситуации – авиакомпания или аэропорт? К кому пассажиру следует обращаться?
– Пассажир всегда обращается в аэропорт. Существует международная система, по которой производится розыск багажа, службы розыска аэропортов между собой всегда взаимодействуют. Авиакомпании могут быть виноваты тогда, например, когда они на свой страх и риск продлевают регистрацию на рейс. У нас выделено определенное время на прохождение багажа, и из-за таких сдвигов он не успевает добраться до комплектовки и пассажир улетает без своих вещей. На рейсах из Москвы часто досылают багаж за предыдущими рейсами – иногда авиакомпании регистрируют на рейс за 15 минут до вылета, и багаж просто не успевает пройти все этапы сортировки – а ведь еще могут возникнуть подозрения по безопасности, и уйдет еще больше времени.

– Иногда пассажиры говорят, что из их вещей после перелета что-то пропало. От этого можно застраховаться?
– Конечно, от этого никто не застрахован, но это лечится постоянным видеонаблюдением и контролем за багажом.  Но в новом терминале камеры будут стоять везде, и багаж будет все время двигаться – станет практически невозможно найти время и место, чтобы вскрыть сумку и что-то оттуда взять незамеченным.

– Какой багаж лучше использовать, чтобы он точно не пропал? Есть какие-нибудь рецепты?
– Нужно стараться не использовать скользящий, круглый багаж, со множеством лямок и ремней и внимательно следить за тем, чтобы не было лишних бирок.

– Будет ли в новом терминале «Пулково» система самосдачи пассажирами багажа, как в западных аэропортах?
– В настоящий момент в сдающемся терминале такой системы не предусмотрено. В дальнейшем – на втором, третьем этапах – будет рассматриваться возможность расширения объема терминала. Такая система позволяет это сделать – правда, для этого необходимо соответствующее оборудование, так что этот вопрос будет обсуждаться в будущем.

– Какой багаж для работы системы является самым трудным – тяжелый?
– Скатывающийся. А если говорить о габаритах, то есть определенные параметры – если багаж в них укладывается, то нет никаких проблем. Особенно, если он тяжелый – тогда его легче отследить и контролировать, в отличие от легкого, который может быть сдвинут и потерян системой. В общем, идеальный багаж – это чемодан, причем без колесиков.                

Егор СЕННИКОВ











Lentainform