16+

Чего петербуржцы в первую очередь ждут от священников и какие претензии предъявляют

26/11/2013

Чего петербуржцы в первую очередь ждут от священников и какие претензии предъявляют

Смольный провел исследование, в котором оценивал влияние петербургской епархии на общественную жизнь города. Выяснилось, что влияние это большое, и даже скандалы, связанные с РПЦ, не способны поколебать авторитет самой РПЦ.


           Опрос по теме «Влияние религиозного фактора на общественную жизнь Санкт-Петербурга» по заказу администрации губернатора проводился в конце прошлого года. О его результатах в Смольном рассказали  только сейчас.  Социологи определили степень и формы присутствия Русской Православной Церкви (РПЦ) в общественной жизни Санкт-Петербурга. Выявили  фигуры и центры влияния Санкт-Петербургской епархии. Обозначили суть общественного запроса и уровня ожиданий общества от РПЦ.

В опросе приняли участие 300 горожан из трех районов города, а также 20 экспертов – священнослужителей, представителей музейного сообщества,  чиновников, связанных со сферой государственно-конфессиональных отношений.  Исследование обошлось Смольному более чем в 200 тысяч рублей. 

По итогам исследования социологи сделали выводы, что общий уровень религиозной и  духовной культуры петербуржцев очень низкий. Отношение общества к Церкви характеризуется, скорее, как потребительское. РПЦ представляется горожанам чем-то вроде бюро добрых услуг. При этом, если судить по ответам экспертов РПЦ, такая роль кажется им неадекватной и обидной.  При этом авторитет Церкви у горожан высок.

Об исследовании и о том, как Смольный намерен строить работу с религиозными организациями Петербурга, «Городу 812» рассказал начальник Отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга
Владимир ИВАНОВ.

– Сколько в Петербурге верующих и неверующих?
– Исследование показало, что воцерковленных людей у нас где-то 10-20%. Они регулярно ходят в церковь и в своем поведении руководствуются религиозными нормами и ценностными установками. Сама Церковь, кстати,  называет такую же цифру. Но если брать в более широком смысле – когда люди рассматривают православие как индикатор своей культурно-национальной принадлежности, – то таких православных у нас 70% от взрослого населения. При этом в Петербурге оказался довольно высок и процент неверующих – порядка 20%. Данное исследование не ставило  в качестве первоочередной задачи определение конфессиональной ориентации населения Санкт-Петербурга. Целью исследования было выявление сути общественного запроса и ожиданий общества от Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге.

– Какие ожидания у горожан связаны с Церковью, чего от нее ждут?
– Влияние Русской Православной Церкви на общественную жизнь, горожане, в целом, оценивают как значительное и позитивное. Самыми востребованными областями, которыми, по мнению горожан, должна заниматься Церковь, оказались благотворительность, социальное служение и помощь в трудных жизненных ситуациях. Многие, когда оказываются в кризисе, идут за поддержкой в храм. Это говорит о том, что общество воспринимает Церковь скорее как социальный институт.  Эксперты из числа священнослужителей признаются, что подобная оценка их тяготит и кажется односторонней. Так как сами они видят цель в  выполнении религиозной функции – то есть в помощи  людям в духовном развитии.

– Чем больше всего люди недовольны в Церкви?
– В числе претензий к Церкви называются коммерциализация, излишняя близость к государственной власти. При этом опрошенные не вспоминают о средствах, которые Церковь направляет на благотворительность. А взаимодействие с органами государственной власти в форме различных договоров способствует, по их мнению, организационному развитию социального служения Церкви.

– В какой мере скандалы, связанные с РПЦ, влияют на отношение людей к Церкви?
– Социологическое исследование проводилось в период яркой антиклерикальной кампании. Мы предполагали, что критика может менять отношение людей к РПЦ. Но, как выяснилось, не меняет. Церковь пользуется стабильным уровнем доверия. Интересно было отметить, что общество очень четко понимает, что одно дело, например, отдельные ошибки отдельных священнослужителей, и совсем другое – Церковь как органичная историческая и  культуросозидающая сила России.

– И какую пользу принесло исследование?
– Оно показало, что Русская Православная Церковь – это та сила, которая чрезвычайно авторитетна для всего российского общества. Поэтому для нас как для органа власти приоритетно налаживание работы с РПЦ. С другой стороны, мы более отчетливо увидели те позиции, которые мы должны поддерживать, чтобы развивалось взаимопонимание между обществом и церковью. Сегодня  мы стремимся оказать помощь религиозным организациям в их работе с мигрантами, направленной на знакомство  с российскими традициями и изучение русского языка. Правда, сами религиозные организации такую работу в качестве первоочередной задачи себе не ставят.

– Что изменилось в  религиозном Петербурге за последние годы?
– Были периоды, когда рост религиозных организаций в городе шел лавинообразно, – где-то с начала 90-х до начала 2000-х годов. Сейчас произошла стабилизация роста, и количество  увеличивается на несколько организаций  в год. Самый большой рост показывает РПЦ. Сегодня религиозных организаций в Петербурге насчитывается  более 440. На мой взгляд, их  активность в последние годы заметно возросла.

– Нужно ли строить в городе новые храмы или мечети?
– О строительстве новых мечетей к нам заявок не поступало. Даже если мы построим десять мечетей, то на главные мусульманские праздники – Ураза- и Курбан-байрам – придет столько народу, что все равно они в мечетях не поместятся. В остальное время  эти мечети будут практически пустыми. А для пятничной молитвы хватит и молитвенных комнат. Перед верующими других традиционных религий – лютеранами, католиками – сегодня стоит задача, скорее, реставрации и возвращения своего  прежнего имущества религиозного назначения.  Активнее всех по поводу нового строительства обращаются православные.

– Неужели в Петербурге есть нехватка православных церквей?
– Исследование показало, что строительство храмов горожане, в целом, воспринимают положительно. Особенно в новых районах города. Сейчас есть установка епархии, что при каждом храме нужно открывать воскресную школу, еще обязательно, чтобы там было социальное служение. Конфликтные ситуации  возникают, когда храмовое строительство затрагивает даже на законных основаниях какие-либо зеленые посадки. И тут нужно усиленно работать, прежде всего, самим представителям приходов: объяснять, что жители не пострадают, а, наоборот, условия  их жизни с появлением храма улучшатся, так как улучшится социальная среда в микрорайоне, количество зеленых насаждений будет восстановлено. Важно проводить общественные слушания, чтобы не было конфликтов при строительстве.

–  Как идет процесс возвращения верующим их прежнего имущества?
–  Значительная часть имущества религиозного назначения уже передана в безвозмездное бессрочное пользование или собственность (по желанию) религиозным организациям. Всего передано 159 культовых зданий и 133 объекта религиозного назначения. Осталось 46 объектов, которые на законных основаниях могут быть переданы религиозным организациям.

– Музей Арктики и Антарктики, расположенный в Никольском храме на улице Марата, единоверцам отдадут?
– Единоверческой общине Санкт-Петербурга передана часовня. Здание Никольской единоверческой церкви, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 24-а,  находится в государственной собственности Российской Федерации, правообладателем является музей Арктики и Антарктики, который также имеет статус федерального государственного учреждения. Вопрос о передаче здания из госсобственности Российской Федерации в государственную собственность Санкт-Петербурга не рассматривается.

В настоящее время осуществляется оформление передачи единоверческой общине двух помещений в здании, расположенном по адресу: ул. Марата, 22 – 24. Исторически эти помещения принадлежали единоверческому церковно-притчевому дому.

Влияние Церкви на общественную жизнь города назвали

высоким – 55%
скорее низким – 34%
незначительным – 11%
однозначно позитивным – 85%
негативным – 9%

Основные претензии к РПЦ
(количество опрошенных в %, выбравших указанные проблемы)

– коммерциализация – 38%
– излишняя политизированность – 19%
– сращение с госвластью – 17%

Увеличение активности РПЦ было бы желательно в сферах
(количество опрошенных в %, выбравших указанные сферы)

– благотворительность – 90%
– помощь в кризисных ситуациях – 53%
– возрождение памятников, культуры – 47%
– духовно-нравственное воспитание молодежи – 38%
– духовно-нравственное воспитание общества в целом – 27%
– возрождение православных и культурных традиций – 19%

В чем активность Петербургской епархии выше, чем РПЦ
(мнение экспертов)

– помощь зависимым от наркотиков и алкоголя
– забота о сохранении памятников истории и культуры
– апологетическая миссия – свидетельство истины православия

В чем активность Петербургской епархии ниже, чем РПЦ

– участие в организации помощи при ЧС
– развитие православного духовного образования
– духовно-нравственное воспитание общества

Центры влияния
(наиболее почитаемые, популярные храмы СПб)

* Александро-Невская лавра
* подворье Оптиной пустыни
* Храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
* Князь-Владимирский собор
* Собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Фигуры влияния
(представители РПЦ, мнение которых значимо для горожан)

* Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
* Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
* Протодиакон Андрей Кураев
* О. Александр из храма иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Как растет православие в Петербурге
(называют себя православными, количество горожан)

1995 – 58%
2000 – 50%
2004 – 56%
2011 –  65%
2012 – 70%
Всероссийский опрос (ФОМ, 2012 г.)

Пять наиболее желаемых характеристик образа Церкви

1. Помощь людям (38%)
2. Открытость, понятность и приветливость (31%)
3. Активное воспитание молодежи (26%)
4. Скромность, нестяжательство (22%)
5. Приверженность традиции, охранение прошлого (18%)

Пять наименее желаемых характеристик

1. Богатство (2%)
2. Духовная мистическая жизнь (3%)
3. Альтернатива рыночной экономике и потребительским ценностям (5%)
4. Четкая иерархия (6%)
5. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений (7%)               

Мария ГОРДЯКОВА

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга









Lentainform