За что петербуржец Юрий Водолазкин получил премию «Большая книга»
06/12/2013
Некоторые наблюдатели считали, что «Большую книгу» (самую дорогую литературную премию России – победителю вручают 3 миллиона рублей) должен был получить Максим Кантор за роман «Красный Свет», которому в этом году не досталось «Национального бестселлера». Впрочем, «Лавр» Водолазкина тоже был в коротком списке «Нацбеста».
Евгений Водолазкин – доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, работает в Пушкином Доме. «Лавр» – его вторая художественная книга. Действие «Лавра», написанного на смеси древнерусского и современного русского языков, происходит в XIV веке. Фактически житие вымышленного святого.
Насколько московская «Большая книга» отличается от петербургского «Национального бестселлера», спросили мы у Вадима Левенталя, председателя оргкомитета «Нацбеста», который в этот раз поучаствовал и в мероприятиях «Большой книги», – его роман «Маша Регина» был в шорт-листе «Большой книги».
– «Нацбест» – едва ли не единственная общенациональная литературная премия, которая присуждается в Петербурге, – говорит Левенталь. – Она и придумана в Петербурге, и вручается здесь. У «Большой книги», напротив, ярко выраженное московское лицо. В «Нацбесте» есть что-то свободное, хулиганское, неожиданное. Это встреча без галстуков. «Большая книга» – это как раз история про галстук и застегнутый на все пуговицы костюм. Важно, что в «Большой книге» на публику не выносится, как происходит голосование, как принимаются решения. Все решается за закрытыми дверями. В «Нацбесте» все этапы происходят онлайн: публике доступны и списки номинантов, и таблицы голосования большого жюри. А финальное вручение происходит на глазах у публики. Люди встают, голосуют и объясняют, почему они голосуют именно так, – то есть максимально демократичная процедура. Единственная такая премия в России по открытости процедуры. Никакой подковерной борьбы, все можно пощупать руками. «Большая книга» в этом смысле более консервативная, она была так задумана – ей уже 8 лет. Можно сказать, что эта премия квазигосударственная. У нас сейчас нет ни Сталинской, ни Ленинской премий, и многие годы государственной премии никакой не было. И «Большая книга» была задумана как такая. В этом смысле она свою функцию выполняет.
Анастасия ДМИТРИЕВА
- В какое болото свалился писатель Владимир Сорокин
- Михаил Золотоносов написал книгу о том, как ленинградские писатели травили друг друга
- В ЦПКиО заработает летняя библиотека под открытым небом
- Публике наконец-то показали таинственного писателя Фигля-Мигля
- Сколько денег Пушкин заработал за свои литературные труды
- Что случилось с лицом Путина?
- Свежий опрос объясняет, почему все больше россиян не хотят видеть Путина президентом после 2024 года
- 12 провалов Путина, которыми он «выкопал себе могилу»
- Можно ли делать кесарево сечение «по собственному желанию»?
- Шендерович объяснил, почему Путин стал все путать и забывать
- Как я в поликлинике лечил ухо и что из этого вышло
- 10 стран с самыми богатыми природными ресурсами
- «Что я понял о дагестанцах, после службы в армии»
Lentainform


