16+

Как Англия времен Конан Дойла оказалась Россией времен Путина

10/12/2013

Как Англия времен Конан Дойла оказалась Россией времен Путина

Все, кто хотел, поругали восьмисерийный сериал Андрея Кавуна по мотивам рассказов Конан Дойла про Шерлока Холмса, который прошел на «России». Рейтинги у сериала были провальные – сериал совершенно не похож на культовую экранизацию Игоря Масленникова, и зритель оказался к этому не готов. Хотя время для нового Шерлока Холмса уже настало.


          Все попытки снять новую экранизацию Конан Дойла неизбежно  наталкиваются  на упреки – в попытке догнать и перегнать Америку. В том смысле, что создатели начали снимать свое кино на волне успеха фильмов Гая Ричи. Но в случае с сериалом Кавуна  доводы из серии «Наш ответ Чемберлену» не слишком справедливы – российский сериал начали снимать  еще до выхода фильма с младшим Робертом Дауни, да все что-то мешало его закончить. Но новые иностранные Холмсы на  российских кинематографистов, конечно, повлияли. Например, музыка к фильму Кавуна   переполнена бешеным  ирландским ритмом, который украсил фильм Гая Ричи, а Холмс  Кавуна похож  на всех актуальных Холмсов сразу.  Прежде всего своей непохожестью на нормальных людей.

Если в прежние времена Холмсы  поражали зрителей аутичностью и надменностью, то Холмса в исполнении  Игоря Петренко  временами можно принять за деревенского дурачка. Который непрерывно таращит глаза и почесывается. И которого нормальные взрослые люди – доктор Ватсон (Андрей Панин) –  терпят только за его интеллектуальные способности (такой странный дурачок с мозгами). Кроме того, он не супергерой, боится крови, не умеет боксировать, вообще хлюпик. Интеллектуальные способности Холмса скорее проклятье, чем достоинство, а это уже интересно.

Но   даже  благожелательного зрителя  поражают в новом российском «Холмсе» детские сценарные  натяжки. В серии «Обряд дома Месгрейвов» дворецкий оказывается никаким не дворецким, а наоборот –  графом  из соседского семейства. Для авторов фильма граф и дворецкий – персонажи  из одной сказки, вполне взаимозаменяемы. Авторы упустили один из главных источников обаяния экранизаций Конан Дойла  –  отношения между Холмсом и Ватсоном. Во всех фильмах  химия между этими героями возникала только тогда, когда они  демонстрировали противоположные  стороны натуры – медлительный и консервативный Ватсон идеально подходил энергичному и парадоксальному Холмсу. Советская пара была одной из самых обаятельных за счет  готовности Виталия Соломина изображать простака, задающего идиотские вопросы, на которые Шерлок Холмс мог бы блестяще ответить. В сериале Кавуна Холмс и Ватсон, наоборот, получились слишком похожими. При этом Холмс-Петренко отчетливо моложе Ватсона-Панина, и дружба их героев скорей напоминает отношения отца и малолетнего сына.  Кавун и его сценаристы неловкость чувствовали и поэтому натолкали в фильм кучу параллельных историй. Например, идущий через весь сериал  любовный роман между Ватсоном и миссис Хадсон (доктор не герантофил, миссис относительно молода, играет ее Ингеборга Дапкунайте), или то, как Ватсон становится профессиональным писателем. Наблюдать за этим интересней, чем за главным героем.

На самом деле совершенно не важно, насколько правдоподобно или неправдоподобно выглядят нынешние истории про Шерлока Холмса. И уж тем более не важно  насколько слизан или не слизан новый Холмс с западных образцов – экранизаций много и  не повторяться  сложно. Важнее то, что   фильм Андрея Кавуна  оказался  современным высказыванием. Криком души. Викторианская Англия у него – прямая калька с современной России. Понаехавшие из колоний аборигены и бешеный всплеск национализма, одичавшие от нищеты ветераны колониальных войн, занявшиеся разбоем, коррупция, разъедающая правоохранительные органы, королевские кортежи, перегораживающие улицы. И как вершина сходства – тоска по разрушающимся  духовным скрепам в лице доброй старой Англии, которая исчезает  прямо на глазах.

Это жутко расстраивает доктора Ватсона, который в сериале является носителем этих традиций. Именно  герою Алексея Панина принадлежит финальный  монолог о традициях, которые необходимо хранить, потому что  на них  можно строить жизнь. Правда, на фоне того  хаоса, в котором  герои живут с начала сериала, эти слова выглядят пародией. А если учитывать, что «Шерлока Холмса» показывали на канале «Россия 1», известном своей защитой традиционных ценностей, даже саморазоблачительной пародией.          

Елена НЕКРАСОВА

Увлекательная и перспективная учеба за границей – отличные знания, престижные дипломы и высокие шансы на лучшие международные вакансии. Получить диплом, признанный во всем мире поможет учеба в Великобритании. IQ Consultancy ответит на все интересующие вас вопросы, проведет тестирование и поможет подобрать необходимое учебное заведение.











Lentainform