16+

«Власти Петербурга хотят, чтобы на 1000 жителей было 55 мест в детских садах. Это бессмысленная норма!»

18/12/2013

«Власти Петербурга хотят, чтобы на 1000 жителей было 55 мест в детских садах. Это бессмысленная норма!»

В среду депутаты без криков и стонов утвердили в первом чтении закон с канцелярским названием «О региональных нормативах градостроительного проектирования». Это ключевой градостроительный закон, имеющий важнейшее значение для всей строительной сферы. Проблема только в том, что его связь с реальной жизнью невелика.


           Региональные нормативы конкретизируют Генплан и Правила землепользования и застройки. Они детально прописывают, сколько мест в школах, детских садах, на парковках и в поликлиниках должно быть на тысячу жителей и на каком расстоянии все эти учреждения должны находиться от дома потребителя их услуг. Рассчитано все, вплоть до квадратных метров «зеркала воды» бассейнов, ширины дорог и количества их полос, площадь озеленения на человеческую душу и т.д. На основании этих данных разрабатывается проект планировки территории (ППТ), только при наличии которого Смольный согласовывает (по крайней мере, так об этом заявляется) строительство.

До сегодняшнего дня, впрочем, ППТ прекрасно утверждались и без этого закона: необходимые нормативы брались из инструкций КГА, которые, как объяснил «Городу 812» директор центра «Эком» Александр Карпов, являются интерпретацией Генплана юристами Комитета по градостроительству.

С принятием закона «О региональных нормативах» в этом вопросе установятся, наконец, четкие правила игры, о которых вслух так мечтает наше строительное сообщество. Правда, многие считают, что именно строительное лобби тормозило появление этого закона, который разрабатывался с 2011 года и сейчас живет уже в седьмой редакции. Потому что эти нормативы были для него слишком жесткими. Речь не только о школах и детских садах, которые Смольный заставляет инвесторов строить за свой счет, но и, например, о парковках – 70% всего автопарка дома должно помещаться на территории квартала, где он находится, а автомобили будут у каждого третьего. Таким образом, под парковки уйдет значительная часть принадлежащего застройщику земельного участка.

Вице-президент крупнейшей в Петербурге строительной СРО «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов подтвердил «Городу 812», что у строителей имеются претензии к нормативам, которые они еще надеются исправить.

«Появление нормативов можно только приветствовать, без них было гораздо хуже, – заявил он. – Мы, конечно, принимали участие в разработке этого закона. К той редакции, которая принята сейчас, есть ряд серьезных замечаний, и мы рассчитываем, что ко второму чтению закона они будут устранены поправками. Это даже не спорные нормы, а нормы, попавшие в закон явно по ошибке. Во-первых, шаговая доступность для школ. Федеральные нормативы предусматривают транспортно-пешеходную доступность. Чтобы сделать их в шаговой доступности, необходимо построить еще примерно 250 школ, причем большую часть – в малонаселенных районах. Далее, норматив по местам в школах увеличен на 6%, а по детским садам – на 60%. Откуда взялись новые цифры, мы понять не можем. Не существует даже общегородского реестра дефицита и профицита мест в школах и детских садах. Когда мы спрашиваем, нам отвечают в духе правил трех «П»: пол, палец, потолок. Расчетов нет. Наконец, написано, что при комплексном освоении территории площадь зеленых насаждений должна быть 16 метров. В Москве, в Ленобласти, в других городах – 4-5 метров на человека, а у нас – 16! Мы настаиваем на цифре 6 метров, которая обозначена в нашем законе о зеленых насаждениях общего пользования.

В предыдущей редакции, которую разрабатывал Метельский, были другие замечания, но там и сам закон был другим, раза в 3 больше. Разработка закона ведется больше трех лет, но системной работы не было, вице-губернаторы приходили и уходили, поэтому все получилось так долго».

У экспертного сообщества свои претензии к закону о градостроительных нормативах. «Неправильно определен сам принцип доступности, и Смольный, к сожалению, на этом настаивает, – рассказал «Городу 812» Александр Карпов. – Минимальная расчетная доступность – это максимальное расстояние от моего дома до объекта, например, детского сада. Или максимальное время поездки. А они рисуют вокруг детского сада круг определенного радиуса и говорят: все, что туда попадает, находится в зоне доступности. При этом не учитывается, можно ли физически пройти по прямой от дома до сада. Может, там забор стоит и его обходить придется. Такой извращенной логики в документе много. Например, рекомендуется поликлиники и другие подобные объекты размещать «вблизи остановок общественного транспорта», а не наоборот.  Об удобстве для маломобильных групп я не говорю – на них нормативы вообще не ориентированы».

Но и длина этих радиусов, по которым должны быть очерчены окружности вокруг школ и детских садов, в проекте закона не указана. Нет там и отсылки к тому, что ее утвердит городское правительство. Поэтому как на практике будет работать такой закон, если в него не внесут поправку, – непонятно.

Часть нормативов бесполезны априори. Например, установлено, что на 1000 жителей до 2015 года должно приходиться  20 кв. м «зеркала воды» бассейна, а после – 50-60 кв. м.  При этом сам бассейн может находиться где угодно, хоть в часе езды.

Впрочем, основная проблема – нормативы определены в целом по городу, без всякой увязки с территорией. Например, если следовать нормативам о резервировании земли под парковки при реконструкции исторического центра, половину дворовой застройки придется снести, отметил Карпов. Норматив плотности улично-дорожной сети, и так низкий – 4 км на кв. километр, – тоже предлагается установить один на весь город. Хотя плотность 4 км улиц на кв. километр территории примерно соответствует параметрам планировки северной части города за Муринским ручьем. Для «сталинских» кварталов этот показатель составляет примерно 8, а максимальное значение обнаружено в центре Петроградской стороны: 18,3 км/кв.км. 

«В проекте закона написано: на 1000 жителей должно быть 55 мест в детских садах. Это бессмысленная норма. Я взял статистику по посещению детьми учреждений дополнительного образования в разрезе муниципалитетов. Разброс – от 9 до 151 ребенка на 1000 жителей. Почему такой разброс – нет данных. А после этого нам рисуют один общий норматив по детским садам на весь город. И точно так же почти со всеми остальными», – рассказал Карпов.

Но главная цифра во всем законе – норматив жилищной обеспеченности на одного человека. До 2015 года он составляет 28 кв. метров, в следующие 5 лет – 30 метров, потом – 35. Исходя из этой цифры определяется число жителей, которые поселятся в будущем доме, а уже на число жителей пересчитывается все остальное.

Проблема в том, что эти 28 метров никак не обоснованы. И никто ни в КГА, ни во всем Смольном не представляет, сколько на самом деле людей живет в квартирах. Можно взять статистику по прописке, но к реальности она имеет мало отношения, особенно в новых домах, где многие квартиры сразу же сдаются в аренду. Теоретически можно посчитать по числу комнат в квартирах, предполагая, что один человек живет в одной комнате. Но таких данных застройщики не представляют.

Александр Карпов рассказал «Городу 812», что рассчитывал число жителей в доме, квартирография которого была ему известна. Разброс, который давали разные методики, был впечатляющим. От 19 кв. метров на человека, если брать среднестатистический показатель, согласно которому в квартире живет 2,5 человека, до 41 кв. метра, если считать, что в каждой комнате по жильцу, плюс один на квартиру.

Какой практический смысл в этих подсчетах? Если на самом деле плотность населения в доме – 19 метров на человека, то число жителей в нем будет в 1,5 раза больше, чем посчитанных исходя из 28 метров. Но все нормативы для этого дома будут устанавливаться в соответствии с последней цифрой, то есть по заниженным в 1,5 раза показателям. И какой тогда в них смысл?

Кстати

Принятие нормативов по крайней мере положит конец противозаконной  деятельности городского правительства, которой оно занимается уже два года. Потому что в Правилах землепользования и застройки (п. 4 ст. 12) черным по белому написано: «С 1 января 2012 года при отсутствии региональных нормативов градостроительного проектирования подготовка проектов планировки территорий (ППТ) и проектов межевания территорий запрещается». Это не мешало Смольному утверждать ППТ и при Матвиенко, и, хотя и в гораздо меньшей степени, при Полтавченко. «Город 812» неоднократно обращал внимание чиновников на этот досадный казус, но внятного объяснения не получал.              

Антон МУХИН











Lentainform