16+

«Учителя – тоже хорошие люди, и когда-то они, наверное, очень даже любили детей...»

10/01/2014

«Учителя – тоже хорошие люди, и когда-то они, наверное, очень даже любили детей...»

Директор школы Рустем Курбатов рассуждает о том, по какому пути может пойти реформирование школ и приходит к выводу, что единственные, кто может повлиять на сложившуюся ситуацию – это родители.


          Нет никакой надежды на перемены в школе.

Чиновники, районные и областные – милые женщины,  сами мамы и бабушки, – но как заходит разговор о том, "что  можно по-другому", они улыбаются и молчат.

Чиновники федеральные –  умные мужчины, и  время от времени из министерских коридоров дует ветер перемен – надувающий здесь, внизу, почему-то дюны новых бумаг и отчетов.

Одним словом, «революции сверху» в школьном образовании не предвидится.

 Учителя – тоже хорошие люди, и когда-то они, наверное, очень даже любили детей... Но необходимость разгребать ворохи бумаг и брать двойную нагрузку – чтоб руководители могли отчитаться об уровне  зарплаты, который выше среднего по промышленности. Учителя очень устали. Они хотят перемен: своего материального положения, а не перемен в системе образования.

Другими словами, «революции снизу» в школе не будет, слава богу…

Есть еще одно действующее лицо в школьной драме – родители. На протяжении последних двух десятилетий, как могу наблюдать, настроения меняются в этой среде. Далеко не все готовы просто поставить своего ребенка на конвейер  образования,  все больше тех, кто хочет иметь свое мнение -  у кого есть гражданская родительская позиция.

Они спорят, отстаивают, защищают своего собственного ребенка: не от «злой учительницы» – от бесчеловечной системы.  Это, если не революция – серьезное давление на Школу «сбоку». Кто-то забирает ребенка на домашнее обучение. Кто-то пытается сделать школу для собственного ребенка.

Кстати, это не так страшно,  как кажется  -  сделать школу для собственного ребенка. Пару месяцев назад мои знакомые решили открыть маленькую школу, арендовали частный  дом на 370 метров. Пошли в департамент образования – возражений нет. Пошли, страшно сказать, в районный Потребнадзор – и тут пожалуйста.

Я потратил 10 лет на установление дипломатических отношений с этими структурами – а тут за 10 дней.

Видимо, оно, государство, изменило свое отношение к частной инициативе в области образования: чиновники посчитали  деньги и поняли, что выгоднее разрешать маленькие частные детсады и школы, чем строить большие и государственные…

Два варианта, как представляется,  существования маленьких  школ.

Если  намерения серьезные: принимать экзамены и выдавать аттестат – то надо играть в открытую. Нужна лицензия на образовательную деятельность, для получения которой необходимо заключение Потребнадзора и Пожарной службы.  И это стало немного проще.

Есть и второй путь,  более осторожный – получить лицензию на дополнительные образовательные услуги. Формально, у нас будет не школа, а «семейный клуб» или «центр развития ребенка» – по сути это мало что меняет; просто дети будут находиться на домашнем обучении, сдавая зачеты в соседней школе. Такой статус может немного насторожить обычных родителей – но, с другой стороны, вы же не делаете школу для обычных родителей!

Строго говоря, есть и третий путь. Никаких лицензий и, может быть, никакого юридического лица. Объединиться и учить своих детей, как учат репетиторы.

Я не говорю о четвертом пути – просто учить собственного ребенка дома, не объединяясь ни с кем.

Понимаю, как все не просто и рискованно. Большинство родителей скажет: «Зачем? Можно как-то обустроиться в массовой школе».

Я не думаю, что создание маленьких негосударственных школ – основная дорога к переменам в системе образования. Понятно, что должна меняться сама Школа: государственная и массовая.  Но если она не меняется – что ж делать родителям?         

echo.msk.ru, фото blog.sp.kh.ua








Lentainform