16+

Почему в Петербурге алкоголя покупать стали меньше, а пить больше

21/01/2014

Почему в Петербурге алкоголя покупать стали меньше, а пить больше

В Петербурге, по данным НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка», в течение последних нескольких лет потреблялось около 12,5 млн декалитров (1 декалитр – это 10 литров) алкогольных напитков, не считая пива. Около 40% потребления приходилось на водку.


             Но в 2013 году обнаружилось снижение продаж – с января по октябрь розничные продажи водки составили  2,12 млн декалитров  – это только 75,8% от того же периода 2012 года. А удельный вес  водки в общей структуре продаж алкогольной продукции в Петербурге снизился в 2013 году до 30% (а было 40%).

Пива в январе-октябре 2013 года в Петербурге было продано 14,5 млн декалитров, что составило всего 44% за аналогичный период 2012 года (тогда было продано 33 млн декалитров).

Винодельческой продукции в  Петербурге (кроме коньяка) было продано 3,46 млн декалитров за первые три квартала 2013 года – 84,2% от показателей аналогичного периода 2012 года, когда было продано 4,1 млн декалитров.

Но эксперты уверены, что пить не стали меньше – стали  больше потреблять контрафакта.

«Это связано с двукратным увеличением акцизов за последние 1,5 года, – говорит гендиректор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. – Если до 1 июля 2012 года акцизы на крепкий алкоголь составляли 251 рубль на 1 литр безводного спирта, то с июля 2012 года – уже 300 рублей, с 1 января 2013-го – 400 рублей, а с  1 января 2014-го – 500 рублей».

Рост акцизов привел к удорожанию всей алкогольной продукции: если до 1 июля 2012 года минимальная розничная цена на водку составляла 98 рублей, в 2013 году – 170 рублей,  то в 2014-м она возрастет до 220 рублей.

Покупать алкоголя сразу стали меньше. Например, за январь-октябрь  2013 года объемы производства российской водки упали на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако объемы потребления не снизились – значит, в это время возросли объемы продаж на рынке контрафакта.

«Сложившаяся ситуация на алкогольном рынке приведет не только к тотальному сокращению легального рынка алкоголя, но и к существенному снижению ассортиментной бренд-представленности», – считает Максим Черниговский.

По его мнению, производители алкогольной продукции оставят на рынке не более одной марки в каждом ценовом сегменте – премиальном, среднем и дешевом, сделав акцент только на самых сильных и перспективных брендах. Это значит, что если в 2012 году в  России производилось более 2 тысяч марок водки, из которых в премиальный сегмент попадали несколько сотен, то к началу 2014 года на рынке останется не больше 700  марок в целом.

Сократится и количество самих легальных производителей, считает эксперт. На конец 2013 года в России было чуть больше 100 водочных заводов (а несколько лет назад – около 500), а к середине 2014 года, по прогнозам, с рынка уйдут примерно 25-30 предприятий. 

В целом по России объем потребления в 2014 году останется на уровне прошлого года, но доля нелегального сегмента будет расти. Сейчас годовой оборот контрафакта оценивается примерно в 1,3 млрд бутылок. В наступившем году он должен увеличиться еще на 200-300 тыс. бутылок.

«Еще одной тенденцией развития рынка алкоголя в 2014 году в России и Петербурге в частности станет укрупнение игроков – и производителей, и импортеров, и представителей розницы, – говорит Черниговский. – На рынке останутся только крупные игроки, остальные просто не выживут».

Способ изменить ситуацию только один – поменять законодательство и отказаться от повышения алкогольных акцизов, считает эксперт. В противном случае последствия могут проявиться и в росте потребления различных наркотических средств как более дешевой альтернативы алкоголю.

Комментарий

Вадим Дробиз, Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

– Антиалкогольные законы. На состояние рынка алкоголя в 2013 году, безусловно, повлияли разные запретительные меры. Сейчас мы пришли к окончательному варианту, к которому приближались 20 лет, но особенно активно в последние 4 года.

Сегодня в России крепкий алкоголь потребляет около 66-67 млн человек. Теперь социально-фискально они разделены на две равные группы. 50% потребляют легальный алкоголь и будут потреблять его и дальше. Именно с этой половины государство будет взимать акцизы – все больше и больше. Вторая половина употребляет подпольный, нелегальный, суррогатный алкоголь. Здесь и будут происходить подвижки. Например, сегодня нелегальная, но промышленно произведенная водка стоит 170 рублей. С 1 августа нелегальная водка будет стоить 220 рублей, это уже очень дорого. Поэтому та часть населения, которая пьет подпольно-нелегальную продукцию, будет смещаться от нелегальной промышленно произведенной водки в суррогатную часть – аптечные настойки, самогон, спиртосодержащие жидкости, кустарная водка. Это первый негативный момент, хотя и здесь есть маленький позитив – за последние 6 лет качество суррогатов стало великолепным в России. Поэтому при гигантском объеме суррогатов, выпиваемых россиянами, миллионы трупов у дорог не лежат.

Нелегальный рынок. Второй негативный момент: если взять за 100% крепкий алкоголь, выпиваемый в России, то только 35% этого объема легален, а 65% – подпольная, нелегальная, суррогатная продукция (сюда входят и суррогаты, и нелегальная продукция, произведенная промышленным способом). Такого нет ни в одной стране мира. К этому мы окончательно пришли в 2013 году.

В любой цивилизованной стране мира есть нелегальный рынок – 15-16%. В России – 65%. Все дело в том, что в каждой стране мира главенствует принцип доступности качественного легального алкоголя для всех слоев населения. В России алкоголь относительно минимальной средней зарплаты по стране в 5-6 раз дороже, чем в любой стране Западной или Восточной Европы, не считая постсоветское пространство. Бутылка водки стоит 200 рублей, а минимальная зарплата в регионах – 6-10 тысяч. Получается 30-50 бутылок водки. В Европы минимальный заработок 900-1000 евро. В пределах 4,5 евро – самый дешевый крепкий алкоголь. Итого – 200 бутылок.

Рост цен приводит только к перераспределению объемов, так как рынок состоит из трех сообщающихся сосудов: легальный, нелегальный и кустарный. Потребление просто перетекает из одного сосуда в другой. И я не вижу ни одной причины для снижения уровня потребления алкоголя в России – ни социальной, ни экономической.

Тенденции алкогольного рынка. Самым хорошим годом для алкогольного рынка был 2007-й. 2008-й тоже был великолепным до начала кризиса. В эти годы резко возросло потребление вина – примерно на 10% за год. Но все это было аннулировано кризисом.

Сейчас основные структурные изменения происходят в сегменте легального алкоголя – падает потребление вина, как и потребление легальной водки, параллельно растет потребление коньяка, виски, рома, джина, текилы, абсента, а также нелегальной водки и суррогатов. Этим характеризуется любой кризис – падает потребление низкоалкогольной продукции и растет потребление крепкого алкоголя, который является антидепрессантом. Параллельно растет потребление наркотиков.

Упало потребление пива, но появился довольно значительный рынок нелегального пива. Потребление слабоалкогольных напитков – коктейлей в баночках, например, – упало раза в два. Но часть объема компенсирована новым продуктом – пивными напитками.

Кроме того, сильно влияют на потребление демографические изменения. Например, сокращение потребления пива, на мой взгляд, очень связано с демографией. С 1990 по 1998 рождалось детей в 3 раза меньше, чем в обычные годы. С 2007 года эти выросшие дети стали выходить на рынок пива – и потребителей, приходящих «снизу», стало в три раза меньше. А «сверху» народ умирает, выбывает.

Алкогольные предпочтения. В последнее время женщины все больше пьют крепкого алкоголя – эта тенденция наблюдается во всех цивилизованных странах. При этом женщины – основной потребитель вина, они выпивают 70-75%.

Мужчины к 30 годам начинают переходить на крепкий алкоголь – даже меланхоличные молодые люди, которые сидят у компьютеров круглые сутки. Возможно, это потребность организма.

На рынке премиального потребления рост цен на водку приводит к росту потребления дорогих псевдоэлитных напитков, которые на самом деле только в России такими считаются, так как у нас они дорогие. Виски – самый бросовый товар на Западе – у нас стоит не меньше 500 рублей. Но в целом у нас водка, конечно, лидирует: если виски покупают 40 млн литров в год, то водки – 1,5 млрд литров.

В целом рынок импортного премиального алкоголя почти перестал расти в 2013 году. Это связано с тем, что появился огромный объем бутилированного суррогата. Все сорта виски, самые дорогие и самые дешевые, ром, джин, текила, абсент – представлены подделками. Если в течение 10-12 лет, начиная с 2000 года, объем импорта каждый год прирастал примерно на 20%, а в целом объем импорта и потребления вырос раз в 100, то в 2014 году уже не будет роста импорта, потому что население значительную долю этого сегмента замещает произведенным в России контрафактом.
Я считаю, что на данный момент в России исчерпаны все ресурсы роста премиальной группы потребителей. Это главная тенденция. В целом я считаю, что рынок стабилизировался в самой негативной фазе и будет пребывать в ней несколько лет.

Рынок премиального алкоголя России

Вино (дороже 300 рублей за бутылку) – выпивается  80 млн бутылок в год
Виски – 80 млн бутылок
Коньяк (дороже 500 рублей) – 60 млн бутылок
Игристые вина – 35 млн бутылок
Ром и текила – по 10-15 млн бутылок
По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя

Потребление алкоголя на душу населения (данные по РФ, 2013 г.)

Водка и ликеро-водочные изделия (проданные через легальную розницу) – 10,5 литров
Из них:
Легально произведенные – 6,5 литров
Нелегально произведенные – 4 литра
Крепкая суррогатная продукция – 6 литров
Коньяк – 1 литр
Виски – 300 грамм
Ром – 300 грамм
Текила – 300 грамм
Вино –  4,5 литра
Пиво – 72 литра
Игристые вина – 2 литра
Слабоалкогольные напитки – 2 литра
По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя                    











Lentainform