16+

Кто больше всех влияет на журналистов в Петербурге

24/01/2014

Кто больше всех влияет на журналистов в Петербурге

Петербургские масс-медиа и их сотрудники не являются единым сплоченным сообществом. Разделение происходит не по политическим или каким-либо другим линиям, а по принципу принадлежности к определенному юридическому лицу.


            Несмотря на объединяющие всех общественные организации и более-менее регулярные встречи руководства, каждый медиахолдинг и каждое самостоятельное СМИ живет своей собственной жизнью. В результате людей, которые могли бы тем или иным способом направлять это сообщество, нет.

Единственным более-менее универсальным рычагом управления СМИ со стороны городской администрации являются гранты, которые распределяет Смольный. Они гарантируют ему если не лояльность грантополучателей, то, по крайней мере, взвешенность их оценок.

В итоге влиятельность того или иного человека в сфере СМИ – это объем тех информационных ресурсов, которые находятся под его контролем, и его желание эти ресурсы контролировать. Последнее немаловажно: размер медиаимперии Юрия Ковальчука, например, таков, что он легко мог бы претендовать на одно из первых мест, но банкир не вмешивается в жизнь своих СМИ.

При этом, однако, все представители медийного сообщества достаточно хорошо знают друг друга, поэтому у каждого есть своя репутация. Люди с хорошей репутацией всегда могут попросить о чем-нибудь коллег, и им вряд ли откажут.

Самые влиятельные люди на медиарынке Петербурга в 2013 году


Кто больше всех влияет на журналистов в Петербурге

1 Василий Кичеджи, вице-губернатор (1)*
2 Андрей Константинов, глава холдинга АЖУР (3)
3 Юрий Ковальчук, владелец Национальной медиа-группы (5)
4 Олег Руднов, владелец Балтийской медиа-группы (2)
5 Александр Лобков (на фото), председатель Комитета по печати (6)
6 Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.ру» (-)
7 Эдуард Райкин, гендиректор «Первый канал — Петербург» (4)
8 Виталий Волков, директор ГТРК «Петербург» (8)
9 Людмила Фомичева, председатель Союза журналистов СПб и ЛО (9)
10 Алексей Разоренов, глава ИГ «Кросс-медиа» (10)

* В скобках – место в списке по итогам 2012 года

1. Василий Кичеджи остается во главе рейтинга, во-первых, за счет того, что, будучи человеком контактным, является одним из главных ньюсмейкеров в городском правительстве. Что важно особенно для такого закрытого правительства, как нынешнее. Во-вторых, в его руках такой ценный ресурс, как гранты. В 2013 году Кичеджи попал в неприятную для себя историю, когда депутат Милонов со своими сторонниками, охотясь на педофилов, поймали его водителя на служебном автомобиле. Однако скандал не получил широкого развития, что свидетельствует о желании городских СМИ сохранять хорошие отношения со своим смольнинским куратором.

2. Глава холдинга АЖУР Андрей Константинов стал участником самой крупной сделки на городском медиарынке за последние годы: 51% акций ЗАО «АЖУР-медиа» был продан шведской компании Bonnier Business Press. При этом Константинов и его партнеры, создававшие холдинг, сохранили за собой все руководящие посты. Дополнительным фактором влиятельности Андрея Константинова эксперты считают то, что в 2013 году он был назначен советником губернатора, отказавшись до этого от поста главы городского Комитета культуры.

3. Глава банка «Россия» Юрий Ковальчук приобрел в минувшем году петербургскую газету «Метро», добавив ее к своим и без того многочисленным медиаактивам. Официально в их число входят Пятый канал, Рен-ТВ, 25% Первого канала, «Известия», «СПб Ведомости», но, возможно, влияние Ковальчука распространяется также на холдинг БМГ Олега Руднова и другие ресурсы.

4. Холдинг Олега Руднова Балтийская медиагруппа по-прежнему является крупнейшим в городе, объединяя практически все печатные СМИ, единственный эфирный городской телеканал 100ТВ, информагентство и ряд других ресурсов. При прежнем губернаторе Руднов демонстрировал известную оппозиционность, что воспринималось экспертами как признак влиятельности. Сейчас уровень оппозиционности БМГ существенно снизился.

5. Глава смольнинского Комитета по печати Александр Лобков (на фото) проводит политику, формулируемую Василием Кичеджи, и называет себя человеком, входящим в ближний круг вице-губернатора. Однако в локальных вопросах решения принимает именно он. В минувшем году комитет продолжал развивать принадлежащие Смольному СМИ – канал «Санкт-Петербург» и ставшую ежедневной газету «Петербургский дневник». Хотя депутаты Резник и Шишкина  жаловались в антимонопольную службу на незаконное, по их мнению, предоставление Комитетом по печати грантов этим СМИ и ФАС согласился с мнением депутатов, комитет успешно оспорил это решение в суде. Весь год Александр Лобков продолжал воевать с депутатом Максимом Резником, у которого хотел отсудить 30 миллионов за нанесенный, по его мнению, моральный ущерб. Судебный процесс продолжается.

6. Александр Горшков руководит ведущим петербургским интернет-изданием Фонтанка.Ру, ранее входящим в холдинг АЖУР. Но в 2013 году контрольный пакет Фонтанки.ру был продан шведскому издательскому дому «Бонниер пресс». Горшков сохранил за собой управление ресурсом.

7. Гендиректор «Первого канала – Петербург» Эдуард Райкин является человеком с разносторонними медийными интересами. В частности, считается, он в хороших отношениях с Александром Лобковым и готов выполнить поручения Юрия Ковальчука, для которого, как говорят, он купил в 2012 году газету «Спорт-Экспресс». Правда, никаких серьезных начинаний Райкина в 2013 году эксперты вспомнить не смогли. Зато вспомнили закрытие печатной версии газеты «Реклама-шанс», незадолго до этого купленной Райкиным, и несостоявшееся назначение Райкина генеральным директором крупнейшего в стране продавца телерекламы агентства «Видео Интернешнл».

8. Виталий Волков возглавляет петербургскую дирекцию ВГТРК. В его распоряжении – не только высокий статус, но и полноценные выпуски местных «Вестей», которые делает петербургская дирекция. Кроме того, Виталий Волков возглавляет Лигу журналистов, объединяющую часть руководителей городских СМИ. В общении с чиновниками иметь такой общественный статус очень полезно.

9. Председатель петербургского Союза журналистов и президент агентства «Интерфакс-Северо-Запад» Людмила Фомичева является главным официальным представителем петербургского медиасообщества. Основная ее задача на этом посту сейчас – ремонт Дома журналистов на Невском, который, помимо финансовой составляющей, осложнен еще и спором, что с этим памятником делать прилично, а что – не очень. В этом году Смольный деньги на ремонт дома обещал дать.
 
10. Глава информационной группы «Кросс-медиа» Алексей Разоренов считается специалистом, к услугам которого прибегают в сложных ситуациях. Поскольку нынешняя власть не так заботится о своем имидже, как предыдущая, уровень вовлеченности во властные игры Разоренова стал ниже. Впрочем, будучи хотя и не единственным, но самым известным специалистом в своей сфере, без работы он все равно не сидит. В 2013 году к СМИ, находящимся в сфере его влияния (Закс.Ру, местная «Новая газета», Лениздат.Ру), добавилась газета «Мой район», 50 процентов акций которой он приобрел.

«Возросла роль Комитета по печати»

Александр Горшков, главный редактор «Фонтанки.ру»

Я думаю, в перспективе будет идти дальнейшее усиление интернет-СМИ, несмотря на попытки власти, посредством законодателей, поставить сеть под жесткий контроль. На рубеже 2010-х годов власть осознала силу интернет-слова, к которому сначала относилась пренебрежительно, и начала стремительно наверстывать упущенное. Сейчас не реже одного раза в месяц появляются законодательные инициативы, имеющие своей целью ограничить Интернет и СМИ в Интернете. Но роль сетевых масс-медиа все равно будет расти, потому что тиражи печатных изданий, при том, что среди них есть весьма качественные, не показывают тенденции к росту.

Можно назвать три ключевых события 2013 года в жизни петербургских СМИ, не важно, в какой последовательности их перечислять. Во-первых, это история с отзывом лицензии у «Росбалта». Она как раз относится к тому, о чем я говорил выше. Во-вторых, покупка петербургской газеты «Метро» группой Ковальчука, что привело к еще большей концентрации медиа в его руках. И, наконец, сделка «Бонниер пресс» с «АЖУР-медиа». Это абсолютно рыночная сделка, свидетельствующая, что мы еще не до конца потеряли доверие иностранных инвесторов.

Из новых игроков я бы назвал появившуюся в Петербурге радиостанцию «Русская служба новостей». Среди медиаменеджеров можно отметить председателя совета директоров «АЖУР-медиа» Андрея Константинова, который стал советником на общественных началах губернатора и провел сделку с «Бонниером». В телевидении усилился Пятый канал после того, как его передали под управление менеджеров Первого канала. И можно отметить ставшие заметными в эфире подвижки на канале 100ТВ.

Возросла роль Комитета по печати –  не как регулятора, а как игрока рынка. Он разрабатывает концепцию размещения наружной рекламы и в этом году должен выставить места под рекламоносители на торги. В Москве такие торги дали порядка 75 миллиардов рублей. У нас будет, конечно, меньше, но все равно сумма должна получиться существенной.

А влиятельность в СМИ – это вещь совершенно буквальная. Она означает разбор полетов в коридорах власти после публикаций. Такие  примеры у нас есть.             








Lentainform