16+

Самые влиятельные люди в петербургской культуре

24/01/2014

Самые влиятельные люди в петербургской культуре

В отличие от строителей или бизнесменов, деятели культуры вполне могут быть успешными вообще без всякой влиятельности. Влиятельность – это для тех, кому мало просто творчества, кто хочет. Но при этом влиятельность в культурной сфере имеет вполне конкретные критерии, определяясь точнее и легче, чем в сферах прочих.


            Это, во-первых, доступ к бюджетным миллиардам. Кто их получает и строит себе  вторые сцены, академии, открывает филиалы и так далее – тот крут. Во-вторых, доступ к высшим телам. Про каждого деятеля культуры известно, кому он может позвонить: кто – губернатору, кто – президенту, а кто – только собственной жене. К некоторым президенты даже приезжают на юбилеи. Как правило, эти факторы взаимосвязаны, но не обязательно. Например, общеизвестно, что Владимир Путин уважает режиссера Александра Сокурова, но битву за «Ленфильм» Сокуров, тем не менее, проиграл.

Кроме того, в редких случаях есть и третий фактор – прямой конфликт между деятелями культуры. Тут уж совсем все просто: кто победил – тот и молодец. В 2013 году таких конфликтов было по крайней мере два. Во-первых, директор московского Пушкинского музея Ирина Антонова публично обратилась к Владимиру Путину с просьбой забрать из Эрмитажа коллекцию современной живописи, для краткости называемой «импрессионистами», в свое время переданную туда из расформированного при Сталине московского Музея западного искусства. Пиотровский атаку успешно отбил, а Антонова вскоре лишилась своей должности.

Второй конфликт – попытка Валерия Гергиева создать Национальный центр искусств под своим руководством, в который вошли бы целый ряд ныне независимых петербургских учреждений культуры – Академия русского балета, консерватория, Зубовский институт. Однако общественное мнение склонилось к тому, что «Гергиеву и так хватит», и от реализации проекта как минимум на время отказались. Правда, в итоге Академия русского балета сменила ректора и худрука.

Самые влиятельные люди в петербургской культуре в 2013 году


Самые влиятельные люди в петербургской культуре

1. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа (1)*
2. Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра (2)
3. Василий Кичеджи. Вице-губернатор (3)
4. Лев Додин, худрук МДТ (4)
5. Василий Панкратов, глава Комитета по культуре (-)
6. Валерий Фокин, худрук Александринского театра (5)
7. Борис Эйфман, худрук театра балета Бориса Эйфмана (-)
8. Андрей Могучий, худрук БДТ (-)
9. Владимир Гусев, директор Русского музея (6)
10. Виталий Милонов, депутат ЗакСа (-)

* В скобках – место в списке по итогам 2012 года

1. Для директора Эрмитажа Михаила Пиотровского 2013 год оказался триумфальным. Во-первых, он показал всем, кто главный музейщик страны, победив в заочной битве за картины импрессионистов директора ГМИИ им. Пушкина Ирину Антонову. Борьба эта, напомним, происходила по высшему разряду: с участием президента, министра культуры, губернатора, возмущенной общественности, а также с увольнением проигравшего. Во-вторых, Эрмитаж успешно расширяется, кроме Главного штаба к нему теперь должна отойти такая красивая, но дорогая в обслуживании вещь, как Биржа на Стрелке Васильевского острова.

2. Валерий Гергиев в минувшем году достроил вторую сцену Мариинки. Случись ее открытие в конце года, он мог бы возглавить рейтинг, но ее открыли еще весной. К тому же потом произошла история с Национальным центром искусств: Валерий Гергиев хотел объединить вокруг Мариинского театра Вагановку, консерваторию и Институт искусств, что привело к общегородскому скандалу. В итоге от планов отказались, а Гергиев публично заявил, что не он был их инициатором, хотя большинство экспертов считают иначе.

3. Вице-губернатор по культуре Василий Кичеджи сохраняет свои позиции. Управлять культурой в Петербурге нелегко, поскольку каждый второй ее деятель здесь – мировая знаменитость, в мобильнике которого записан телефон президента, однако Василий Кичеджи демонстрирует неуемную энергию. В прошлом году он, в частности, организовал отмеченные экспертами Зимний театральный фестиваль и Петербургский культурный форум.

4. Руководителя МДТ Льва Додина эксперты называют наиболее близким к Смольному представителем петербургской культуры. В 2013 году он провел Зимний театральный фестиваль, в котором был худруком, а Василий Кичеджи – председателем оргкомитета. На Петербургском культурном форуме возглавлял секцию «Театр», где потребовал «законодательно закрепить» свободу творчества. Его политический спектакль «Враг народа» посетил губернатор, добавляют эксперты.

5. Василий Панкратов занял пост главы Комитета по культуре в апреле 2013 года, сняв своим появлением напряженность вокруг этого, ключевого с точки зрения имиджа, комитета Смольного. Которым до него сначала руководил Дмитрий Месхиев, вызывавший возмущение части подведомственных ему деятелей, а потом в течение восьми месяцев – и вовсе никто. Василий Панкратов сумел всех примирить и успокоить,   за что и был оценен экспертами.

6. Худрука Александринского театра Валерия Фокина эксперты традиционно относят к самым влиятельным городским театральным деятелям. Этой весной он открыл вторую сцену, строительство которой – символ личной успешности и благосклонности федеральных и местных властей.

7 Борис Эйфман, руководитель одноименного театра балета, открыл в прошлом году здание своей академии на Петроградской стороне. Академию построили на месте экстренно исключенного из списка памятников и снесенного дореволюционного кинотеатра «Ассамблея», что уже говорит о многом. Но гораздо важнее с точки зрения экспертов то, что власти, отобрав квартал «Набережная  Европы» у ВТБ, не отказались от идеи строительства там театра. Даже квартирами судей пожертвовали, а театром – нет. В том, что театр будет построен, хореографа лично заверил Владимир Путин во время своей «прямой линии». Сам Борис Эйфман всегда демонстрировал лояльность властям, был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах и поддерживал «Охта-центр».

8. В минувшем году Андрей Могучий стал худруком БДТ – театра, в ремонт которого вкладываются большие федеральные деньги. Эксперты обращают внимание, что он не только возглавил свежеотремонтированное учреждение культуры, но и сумел оговорить себе широкую творческую самостоятельность. А заодно добился переделки на свой вкус уже отреставрированной сцены.

9. Директор Русского музея Владимир Гусев всегда отмечается экспертами как человек, который, избегая публичности, все время расширяет свои владения. В 2013 году, например, Русский музей совместно с Этнографическим озвучили планы строительства депозитария на своих задворках и заручились поддержкой властей.

10. Хотя депутат Виталий Милонов формально отношения к культуре не имеет, эксперты используют образованный от его фамилии термин «милоновщина», который является важным фактором культурной жизни города. И выражается в преследованиях деятелей культуры со стороны различных  ревнителей нравственности, которых с каждым годом становится все больше.

 «Усилившееся влияние центральной власти привело к появлению «значительного лица»

Лилия Шитенбург, театральный критик:

– В 2013 году деятели петербургской культуры активно принялись «годить». Внимание общественности и прессы из положительного фактора превратилось в отрицательный. Успешным стал считаться тот, о ком не говорят или почти не говорят. Едва ли не единственным публичным «значительным лицом» в культурной сфере Петербурга оказался вице-губернатор Василий Кичеджи. После череды скандалов и смены руководства Комитет по культуре долго пустовал, а затем предпочел бесшумный стиль правления, об эффективности которого судить, возможно, преждевременно.

Никакие претензии горожан к архитектурному облику «Мариинки 2», никакие сомнительные идеи объединения культурных объектов в Национальный центр искусств и тем более никакие протесты западной общественности, требующей от Валерия Гергиева разъяснения его позиции по поводу «антигейского закона», не в состоянии поколебать олимпийский статус руководителя Мариинского театра. Эрмитаж в Петербурге один, его твердой рукой возглавляет Михаил Пиотровский, и православные активисты, желающие непременно молиться в музее, все еще безутешны.

Затеяв строительство нового здания театра, Лев Додин был вынужден существенно повысить свой статус общественного деятеля – успех его на этом поприще подтвердил Зимний международный театральный фестиваль под личным патронажем худрука МДТ. Андрей Могучий, неожиданно получив предложение от министерства и согласившись возглавить БДТ имени Товстоногова, из главного театрального авангардиста страны окончательно перешел в ранг ведущих игроков высшей театральной лиги. Валерию Фокину, открывшему, наконец, свежевыстроенную Новую сцену Александринского театра, после ухода Могучего в авральном режиме пришлось решать, что же на этой сцене должно происходить.

Усилившееся влияние центральной власти привело к появлению в Петербурге весьма характерного «значительного лица»: выполняющая волю возглавляемого В. Мединским министерства культуры Ольга Кох, скоропостижно назначенная директором РИИИ на Исаакиевской, организовала неутомимую деятельность по массовому увольнению сотрудников института. Попытка депутатов ЗакСа вмешаться в скандальную ситуацию ни к чему не привела – влияние Кох сильнее.

Скептицизм в отношении практических последствий публичных выступлений не мешает Александру Сокурову неизменно вызывать своими высказываниями бурную и зачастую, к сожалению, негативную ответную реакцию. Так случилось и на недавнем Петербургском международном культурном форуме, где Сокуров призвал собравшихся вернуться к рассмотрению закона о меценатстве.

Зачищенное от нежелательных элементов, не приемлющих новейшую теорию официальной народности, культурное поле с неизбежностью заполняется хулиганствующими маргиналами: псевдоказаки, позволяющие себе оскорбительные выходки (пригрозившие Додину свиной головой), до сих пор остаются безнаказанными. Влияние деструктивных сил на петербургскую культуру, возможно, незначительно, но вовсе не ничтожно. Зато и  восстановление культурных традиций города может идти самыми разнообразными путями – как показал недавний юбилей Б. Гребенщикова, отмеченный широко и не официально.                








Lentainform