16+

Как получилось, что доходы бюджета Петербурга превысили расходы

30/01/2014

Как получилось, что доходы бюджета Петербурга превысили расходы

Совершенно неожиданно доходы бюджета Петербурга в 2013 году превысили расходы: 408,7 млрд рублей доходов против 393,4 млрд расходов. Соответственно, профицит бюджета составил более 15 млрд рублей (4%), хотя прогнозы обещали все ровно наоборот – дефицит в 36 млрд.


             Как все случилось, рассказал глава Комитета финансов Эдуард Батанов. В целом бюджет 2013 года исполнен на 90%. Расходы в сравнении с предсказанными показателями сократились на 40 млрд рублей, а доходы возросли на 8 млрд.

Причин роста доходов несколько.  Первая – незапланированный рост налога на прибыль. По словам Батанова, это стало возможным «благодаря стараниям нашего важнейшего налогоплательщика», «Газпром-нефти», которая заплатила налогов почти в два раза больше, чем планировалось, и отдала в бюджет Петербурга 15 млрд рублей (15% от общей суммы налога на прибыль).

Вторая причина – новогодний подарок из федерального бюджета: 31 декабря Петербургу выделили более 5 млрд рублей – на строительство путепроводов на Поклонной горе и в Репине, а также развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе. Естественно, строительство пришлось перенести на 2014 год. «Формально мы открыли расходное ассигнование, но потратить эти деньги, конечно, не успели», – говорит Батанов.

Размещенные на депозитах бюджетные средства в 2013 году принесли 3,3 млрд рублей.  Кроме того, в прошлом году началось размещение средств на 2014 год и на середину января Петербург уже заработал на них более 500 млн рублей.

Что касается расходов, то за год городу не удалось освоить 40 млрд рублей, из них половину – за счет традиционного недоисполнения адресной инвестиционной программы.  

Если отслеживать динамику, то в 2013 году исполнение адресной инвестиционной программы все же прошло удачнее, чем в 2012-м. «Если в 2012 году из выделенных на АИП 95,1 млрд рублей было освоено только 63,5%, то в 2013 году Смольному удалось освоить 75,4% выделенных на реализацию АИП 83,4 млрд рублей», – говорит Батанов.

В 2014 году общий объем адресной инвестиционной программы Петербурга составит 81,6 млрд рублей – в первую очередь планируется завершить уже начатые объекты.

Ряд комитетов особенно плохо справились с исполнением бюджета. На первом месте – сам Комитет финансов, исполнивший бюджет лишь на 29%. «В основном это связано с тем, что за нами закреплен Резервный фонд, который сохранился в полном объеме. К счастью, не потребовалось использовать эти средства», – объяснил глава комитета.

Вопросы вызывают комитеты, которые традиционно не исполняют бюджет из года в год, – это Комитет по инвестициям (42,9%), Комитет по строительству (59,7%), Комитет по промышленной политике и инновациям (60,2%), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (72%), Комитет по природопользованию (73,9%).

Государственный внутренний долг Петербурга  к началу 2014 года сократился  на 2,6 млрд рублей – сейчас он составляет 18,5 млрд. Внешних долгов у Петербурга нет, хотя накануне  премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что наиболее стабильные с финансовой точки зрения регионы могут занимать деньги на внешнем рынке. Эдуард Батанов не видит в этом необходимости: «Мы стараемся вообще не занимать средства, а на внешнем рынке – тем более. Нет никакого желания принимать на себя валютные риски», – говорит он.

Согласно принятому закону о бюджете, в 2014 году дефицит может составить 46 млрд рублей (расходы – 456 млрд, доходы – 410 млрд рублей). Но эти данные не окончательные – скорее всего, во время корректировки дефицит возрастет до 61,8 млрд за счет переноса средств, не потраченных в 2013 году. Но речь идет о техническом, а не о долговом росте, то есть средства на реализацию проектов будут привлекаться просто за счет переноса из одного года в другой.

«Все это плохо, но не катастрофично»

Алексей Макаров, член Бюджетно-финансового комитета ЗакСа СПб:

- Конкретные выводы можно будет делать после рассмотрения отчета об исполнении бюджета, пока можно говорить о самых первых данных. Бюджет получился профицитным, и главная причина этого – неизрасходованные средства. Ситуация не такая критичная, как была год назад, но имеющиеся результаты не являются удовлетворительными.

Закон о бюджете Санкт-Петербурга – это закон, который должен исполняться. Ситуация, когда отдельные строчки не исполняются, говорит о ненадлежащем планировании при подготовке бюджета. Мы понимаем, что иногда возникают объективные трудности, и тогда лучше бюджетные деньги не потратить, чем потратить неэффективно, ведь непотраченные средства остаются в городской казне, они переходят на следующий год, городу не приходится брать заимствований.

Например, Комитет по строительству занимается адресной инвестиционной программой, и порой возникают ситуации, когда комитет отказывается принимать работы ненадлежащего качества. Это правильно. А бывают истории, когда работы не могут начать, потому что отсутствуют проекты. И тут возникает вопрос: почему вы включаете эти объекты в адресную программу без надлежащих документов? Правда, каждый год таких объектов все меньше и меньше.

Все это плохо, но не катастрофично. Надо стремиться к полному исполнению бюджета. Такого же мнения, насколько я понимаю, придерживается высшее руководство нашего города – не раз говорилось о том, что по итогам исполнения бюджета будут сделаны кадровые выводы.                    

Анастасия ДМИТРИЕВА








Lentainform