16+

Лучшие зарубежные и худшие российские сериалы 2013 года по версии Андрея Константинова

03/02/2014

Лучшие зарубежные и худшие российские сериалы 2013 года по версии Андрея Константинова

Составить рейтинг зарубежных сериалов достаточно легко, но это мой личный рейтинг, он не опирается ни на какие замеры аудитории, ни на кассовую выручку. Тут на первое место я ставлю сериал «Родина», который у нас иногда продается под названием «Свой среди чужих».


            Я уже рассказывал в «Городе 812» об этом сериале, я его хвалил, но еще не посмотрев целиком. Посмотрел все три сезона, и финал оказался для меня полной неожиданностью. Я недооценил его сценарную команду. Американцы сумели в этом фильме подняться сами над собой. Я ожидал, что в конце американцы все же будут размахивать флагом: «Мы самые лучшие!» Но сериал оказался намного тоньше.

Это сериал о разведке и о том, насколько страшная эта вещь – разведка. Про то, что есть люди, которые не просто жизнью рискуют ради вашей безопасности, они, если надо, и душу дьяволу продадут. Но тоже ради вас. Нет того преступления, на которое бы они не пошли, нет того предательства, которое бы они не совершили, если понадобится. И это все для того, чтобы вы все жили спокойно. Страшная вещь – после последней серии несколько дней ходишь и размышляешь.
На втором месте, безусловно, – сериал «Во все тяжкие». Это история учителя химии, который узнает, что он скоро умрет, жить его семье будет не на что, и решает влезть на рынок наркотиков и заработать деньги для семьи. Создатели этого сериала на очень высокой ноте закончили сезон и непонятно, то ли будет продолжен сериал, то ли нет. В любом случае, это высококачественный продукт во всех смыслах.

Зарубежные сериалы

1. Родина (США)
2. Во все тяжкие (США)
3. Игры престолов (США, Великобритания)
4. Улица Потрошителя (Великобритания, Ирландия)
5.  Правительство (Дания)
6. Мост (Швеция, Дания)
7. Наши матери, наши отцы (Германия)
8. Лиллехаммер (США, Норвегия)
 9 Инквизиция (Франция)
10 Сына анархии (США)

На третье место я поставил сериал «Игры престолов». Он еще не закончен. И вообще, может бесконечно продолжаться, что с моей точки зрения – недостаток. Понятно, что если доход идет, то хочется продолжать. Хотя не очень понятно как, потому что артисты стареют. И 13-летний мальчик за 3 года становится 16-летним юношей, а по сюжету он расти как раз не должен. Но с точки зрения красоты картинки – к сериалу нет вопросов.

В этому году довольно неожиданно обнаружился новый тренд: постепенно лидерами по снабжению мира сериалами становятся англичане. Я посмотрел два сезона сериала, который называется «Улица потрошителя». Это о работе полиции в Лондоне в конце XIX века. Он интересен тем, что англичане не боятся вспоминать свои болевые точки. Про неравенство, про отношение к приезжим, про облавы на гомосексуалистов, про наркоманию, и все это очень смачно снято, с очень интересными актерами. Хочется поздравить англичан, которые только от продажи своих сериалов за рубеж выручают до полутора миллиардов долларов.

Дальше я решил отойти от американских и английских сериалов, потому что и в Европе снимают замечательно. Поэтому на  пятом месте датский,  невероятно кайфовый сериал «Правительство». Это сериал, в котором нет убийств. Там не стреляют, но он сделан на большом драйве. Сериал, по крайней мере с точки зрения наших продюсеров, невозможно смелый: там главной героиней сделали женщину – премьер-министра. И когда она становится премьером, меняются ее отношения с близкими  людьми. Датчане не боятся показать, что эта премьер-министр может заняться сексом со своим шофером – когда ей плохо, одиноко и когда она выпила. И как потом она будет выходить из этой ситуации. Датчане не боятся говорить в этом сериале о своих сложных отношениях с американцами. Не боятся говорить о закулисных связях правительства с журналистами.

На шестом месте датско-шведский сериал «Мост» про полицейских Швеции и Дании, про то, какие запутанные дела они расследуют, но самые большие запутки – у них в душах. Одним из серьезных показателей того, насколько он хорош, является то, что лицензию на него купили американцы и снимают свои американские версии «Моста».

Седьмое место – немецкий сериал «Наши матери, наши отцы». Это скандальный, но замечательный мини-сериал про войну. В нем нет той постоянной позы самопокаяния и самобичевания, которая мешала немцам делать нормальное историческое кино. Интересно посмотреть, как немцы смотрят на свое прошлое. Это другой взгляд, не такой, как у нас. И я настаиваю на том, что для русских он совершенно  не оскорбителен. Ну  насилуют в сериале русские солдаты немецкую проститутку – и что?

Восьмое место – норвежский сериал «Лиллехаммер», сейчас второй его сезон пошел. Самое главное – он антиханжеский. Потому что там история мафиози, который под программой защиты свидетелей попадает в Норвегию,  там все чинно, правильно, благородно, а он пытается жить по своим понятиям. И вдруг оказывается, что можно жить и по ним в этой самой Норвегии, и очень много кто готов и по таким правилам жить, а сам мафиози – симпатичный до ужаса...

Девятое место – французский сериал «Инквизиция». В нем всего восемь серий. Французы вообще неплохо делают исторические вещи, а тут такой сладкий период, когда было два папы – папа и антипапа. И еще чума. Это одновременно и исторический триллер, и детектив. Он не очень об инквизиции на самом деле. Просто один из главных героев – Великий инквизитор. Но там сжигают симпатичную ведьму в конце, ее нельзя было не сжечь, конечно, не зря же сериал назвали «Инквизиция».

Десятый сериал – «Сыны анархии». В «Городе 812» писали, что это такое прочтение Шекспира. Я не совсем согласен с этим. В любых хороших произведениях всегда можно найти следы и Шекспира, и Чехова, и Толстого. А это в чистом виде приключенческий сериал. К нему не стоит подходить с более глубокими мерками. Просто его интересно смотреть. И он страшно профессионально сделан.

Еще за пределами десятки не могу – это было бы просто несправедливо – не упомянуть американский сериал  «Декстер». Хотя его создатели выдохлись уже немножко. Потому что надо уметь останавливаться. Хотя мне, в принципе, интересно было бы посмотреть еще один сезон «Декстера». И еще американский «Ад на колесах». Он пока оборвался на самом интересном месте. Сейчас стало модным заставлять зрителей ждать. «Ад на колесах» – это вестерновый сериал о том, как строилась через всю Америку великая железная дорога. В силу того, что это историческая вещь, конечно, сериал дорогущий. А смотрится легко.

Российские сериалы
(«+» – хорошо, «-»  – плохо, «?» – сложное отношение)

Робинзон  +
Личные обстоятельства +?
Шерлок Холмс ?
Оттепель –
Пепел –
Крик Совы –
Разведчицы –
Убить Сталина –
Груз -
1943 -

Я честно пытался составить рейтинг лучших российских сериалов. Но все равно получился антирейтинг. И главные сериальные события сезона для меня оказались и главными провалами. Это касается и «Пепла», и «Оттепели», и «Шерлока Холмса», и «Разведчиц».

А совсем добрые слова я скажу только об одном сериале, который вышел на экраны в прошлом году. Это сериал «Робинзон». Он снят по книге Александра Покровского. Покровский пишет только о моряках, и «Робинзон» – это тоже военно-морская история. Она очень простая и человечная. О том, как в маленьком городке живут подводники с  семьями. И как по-разному складываются их судьбы. Это сериал с хорошими типажами, с возможностью нормального человеческого разговора.
А в остальном… Несколько зловещих сериальных трендов проявилось в России. Главный тренд, который царил на всех каналах, – исторический сериал в нескольких подвидах. Обязательный подвид для всех каналов – энкаведешно-сталинско-бериевский сериал. Видимо, вскрыли склады НКВД,  нашли большое количество фуражек с синими околышами, синих юбок и синих галифе, продюсеры засучили рукава и стали всех подряд пытать, расстреливать и пытаться предотвращать теракты. Тут отличились сериалы «Разведчицы», «Убить Сталина», «Сын Сталина», «Пепел». «Пепел» – совершенно безумный энкаведешно-воровской сериальчик. Огромное количество всяческих ляпов. Создатели не обращают на это никакого внимания. Потому что перед ними задача создания эстетического продукта не стояла. Создатели наших сериалов говорят: а зачем делать продукт лучше, если и так отличные рейтинги, деньги отбиваются.

Там, на Западе, те, что создают хорошие сериалы, думают иначе. Они считают, что надо сначала сделать хорошее мороженое, которое людям будет вкусно есть. А раз многим людям будет вкусно, они будут это покупать. А нашим не важно – хорошее мороженое или плохое, главное, чтобы продавалось. А у нас что в прайм-тайм не поставь, все употребит народ российский.

Еще один исторический сериал, но уже не сталинского времени – «Крик совы». Делали-делали атмосферу, но прошел фильм – и забыли. И будет так до тех пор, пока не будет у сериалов внятной литературной основы.

 «Оттепель» – сериал, о котором говорили очень много, которого ждали. И когда он случился, Малахов провозгласил, что это лучший сериал мира. Но можно сотню раз повторить «халва», не будет от этого слаще во рту. Сериал «Оттепель» – это просто большие «Стиляги». И в фильме  «Стиляги» была странная история. И здесь странная история про странного человека. Мне кажется,  изначально было ошибкой рассказывать историю главного героя, который, видите ли, не пошел на войну, потому что ему папа запретил. Нельзя было делать героем такого человека. Потому что если ты знаешь, что вон тот человек убил свою мать, пусть случайно, а потом всю жизнь переживал, он все равно для тебя перечеркнут. Хоть переживай, хоть не переживай, какие-то вещи уже случились, и на тебе Каиново клеймо. Оно не сойдет, не будет смыто. Так и в этом случае с непоходом героя на войну.

Режиссер Валерий Тодоровский не скрывал, что в какой-то степени его «Оттепель» – это  русский ответ американскому сериалу «Безумцы». «Безумцы» не стали для меня любимым сериалом, но соревноваться с американцами в способности реконструировать эпоху – это в чистом виде безумие. Они для своего сериала запустили производство женских чулок по технологии 1960-х годов. И в остальном, мне кажется, «Оттепель» достаточно фальшива.  «Старые песни о главном» получились. Нарядиться в платье-колокол можно, а куда вы глаза современных актрис денете? У современных артисток они, увы, не те. Нынешние артистки в резюме два слова могут о себе написать: «всякое бывало». И это отчетливо видно в их взгляде.

Более позитивное ощущение у мены оставил сериал Влада Фурманова «Личные обстоятельства». Это история про то, как врач, которого блестяще играет актер Андрей Соколов, становится свидетелем ДТП с участием дочери олигарха. И дальше идут преследования, похищения и любовь. Это вообще в чистом виде мелодрама. Такие сериалы нравятся зрителям, Понятно, что это сериал, который можно употреблять только на постсоветском пространстве, ну, может быть, еще в странах бывшего соцлагеря. Потому что на Западе научились делать то, что и нам интересно. А мы делаем только то, что интересно нам самим.

Или вот эксперимент с нашим новым «Шерлоком Холмсом». Он не  сказать, что совсем плохой, но если не дотягивает до отметки «отлично», то как бы это не было неплохо, это все равно будет провал, потому что прежними экранизациями Конан Дойла уже задан высокий уровень. А главная неудача – то, что в новом сериале не получилась пара Холмс–Ватсон. Здесь откровенно проваливался молодой актер, игравший Холмса. Но мне трудно их ругать, этих ребят, которые сделали новую версию Шерлока Холмса, потому что, получается, они погибли в попытке встать с колен. Вот  одной этой попытке встать с колен, попытке вырваться из плена энкаведешно-разведческого формата, который нам навязали, хочется аплодировать.

Есть еще, конечно, сериалы про Великую Отечественную войну. К сожалению, сплошные неудачи. Отдельно я для себя выделил сериал «1943». Я не думал, что на тему нашей войны можно снимать в формате мексиканского мыла. Я считал, что это невозможно. Что это цинизм. Но сняли. С моей точки зрения, такого рода вещи как раз и должны беспокоить наших депутатов, которые  пытаются законами вернуть обществу нравственность. Уважаемые депутаты считают, что если тотально запретить неприличные выражения, то мы получим здоровое общество. Но они не хотят порассуждать о том, сколько вреда наносят бездарные и бессмысленные сериалы. В них никто не ругается матом,  там ни в коем случае не покажут голую красивую женскую задницу. Там будет Сталин, Берия и разведчицы, но  это будет гораздо пошлее. И гораздо страшнее, чем если бы через фразу матерное слово звучало бы.

Наконец, еще один глобальный тренд  –  сериалы о правоохранительных органах. Я не встречал в последнее время людей, которым бы это не надоело до  полного посинения, включая артистов, которые там снимаются. И которые не знают, как сбежать от этих сериалов. Я знаю тех, кто в запои специально уходили, чтобы только не сниматься. Но всех перебил сериал «Груз», который перед Новым годом шел на НТВ. Он про фельдъегерей, на их пути постоянно возникают препятствия, ужасные менты, бандиты, которые бегают по городу и шмаляют из всех видов оружия. Но наши фельдъегеря бьются до последнего.

После этого хочется собрать всех вместе – сценаристов, режиссеров, продюсеров,  – встряхнуть и сказать:  а) перестаньте бредить; б) перестаньте клеветать на Родину; в) перед тем как что-нибудь еще захотите сделать, сядьте и посмотрите  сериалы из предыдущего списка.                    

Андрей КОНСТАНТИНОВ





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform