16+

Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

07/02/2014

Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

За 2013 год в петербургский кинопрокат вышло 392 фильма, из них 61 – российских (в том числе 12 копродукций). «Великих» среди них не случилось; и «Трудно быть богом», и «Нимфоманка» нас ждут лишь в наступившем году.


             «Вечное возвращение» Муратовой, «Гольциус и Пеликанья компания» Гринуэя, «Жасмин» Вуди Аллена и «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино репутации авторов не навредили, но и не изменили ее, а кинематограф Сокурова был представлен одним лишь фильмом «Цель вижу», да и Сокуров там был не Александром, а Евгением, что в корне все меняет. Самый воспетый экспертами – что отечественными, что мировыми – фильм года (по крайней мере, на нынешний момент) «Жизнь Адель» Абделлатифа Кешиша и вправду хорош, но в лучшие времена он занял бы почетное место где-то во второй десятке, не выше. Уступив фильмам, где изобреталось бы что-нибудь посложнее кешишевских велосипедов, которые суть девичья фотогения, чувственность света и специфика временнóй длительности в кинодокументе – все как на подбор важные и существенные, но обкатанные, самое позднее, еще в 1930 году в фильме «Люди воскресенья».

Что же до вошедшего два года назад в затяжной кризис российского кинематографа, то были, конечно, и здесь свои радости, и не только «домашние». И, вероятно, не стоит сетовать, что ни одна из них так и не обернулась восторгом. В конце концов, если дивная Хартия, что подготовлена нынче в недрах отечественного киноистэблишмента, вступит в хоть сколько-нибудь официальную силу, нам вскоре задним числом и «Околофутбола» покажется чем-то, относящимся к области кино. Но пока, к счастью, не кажется.

Итак, пятерка лучших фильмов 2013 года.

1. «12 лет рабства» Стива МакКуина (главное фото), только что получившие «Золотой глобус» за лучший драматический фильм. Об этой картине мы подробно рассказали в последнем предновогоднем номере «Города 812»; здесь можно разве что добавить, сравнивая фильм МакКуина с другими премьерами года, что там, где иные режиссеры, подчас куда более маститые, брали от киноязыка лишь то, с чем давно уже наловчились работать, менее опытный МакКуин постарался использовать чуть ли не все основные средства кинематографа, пожертвовав индивидуальностью стиля, зато преуспев в точности и основательности повествования. Без сомнения, самый масштабный по замыслу и самый тонкий по исполнению, а попросту – лучший фильм года.

2. «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе,  в котором самый именитый из ныне работающих мастеров итальянского кино после нескольких «нетипичных» (впрочем, весьма удачных) фильмов вернулся к своей коронной теме: связи искусства с памятью, которые – иногда рука об руку, а иногда во взаимной борьбе – делают человека человеком. В «Новом кинотеатре Парадизо» искусством был сам кинематограф, в «Чистой формальности» – литература, в «Легенде о пианисте» – музыка; теперь, в «Лучшем предложении», это живопись. Кино классического дыхания – и по спокойствию тона, и по глубине взгляда.


Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

3. Собравшая все мыслимые мировые награды «Жизнь Адель» Абделлатифа Кешиша была снята о нежности, робости, хрупкости и ненадежности всего, что в человеческой жизни имеет смысл, – и только в России была, по большей части, воспринята как манипулятивный экзерсис на «лакомую» тему лесбийской любви. (Не могу сказать, что подобные экзерсисы на Западе не выходят, но это, как правило, беспомощные дебюты самовлюбленных молодых бездарей, не доходящие до широкого зрителя и обреченные на разовые показы на небольших фестивалях.) И хотелось бы тут что-то откомментировать – например, рассказать про тончайшую световую партитуру фильма, которую только слепой не увидит, – но, как написал Ницше, «болезнь глаз логикой не опровергнешь». Пожелаем слепым скорейшего обрыва, что еще остается.


Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

4. В «Вечном возвращении» Кира Муратова наконец-то перестала делать вид, что ее интересует хоть что-нибудь, кроме кинематографа. А то мы не знали. Даже самый космический, самый непостижимый из мифов человечества – о коловращении судеб и колесе времен – неистовый гений Муратовой сумел переформатировать под систему дублей при съемках и вращение бобины с пленкой в проекторе. Для Муратовой единственное, что могло бы обнаружить хоть какой-то смысл во всем происходящем в этом мире, – это кино; да только не стоит труда. И потому тем, кому неинтересен кинематограф, нет никакого смысла смотреть этот фильм. Хотя, впрочем, зачем бы таким смотреть любой другой?


Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

5. «Майор» Юрия Быкова, самый удачный и самый беспощадный дебют в отечественном игровом кино со времен «Счастья моего» Сергея Лозницы, стал таковым вопреки воле автора. После просмотра фильма (непременно после) полезно отыскать какие-нибудь интервью режиссера – и поразиться, насколько противоположно то, что получилось, тому, что задумывалось. Циничный, глубоко безнравственный, не без примеси бытового фашизма даже авторский замысел, воплощенный с помощью изумительных длинных планов и вдумчивой актерской игры, обернулся рассказом о Совести: сложным, полным моральных парадоксов, но непреложно человечным. Киноведы хорошо знают, что длинные планы всегда именно так и работают, – и как же хорошо, что этого не знал режиссер.


Пять фильмов 2013 года, которые на самом деле надо посмотреть

В конце концов, невелика была бы цена кинематографу, если бы он прилежно выполнял то, чего хотят от него авторы. Но он достаточно стар и опытен, чтобы обвести вокруг пальца дебютанта с дурными убеждениями и хорошим чутьем, – и достаточно мудр и капризен, чтобы дела мирские упрямо переводить на свой язык. В противном случае и Кешишу пришлось бы рассказывать о лесбиянках-недомерках, и МакКуину – в начале XXI века пылко восставать против работорговли… Что же, пусть киногод – по гамбургскому счету – выдался и так себе, вполне посредственным, а урок полезный. Грех не выучить.                   

Алексей ГУСЕВ





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform