16+

«Я не верю, что наш потенциал таков, что мы не в состоянии сделать сериал уровня «Ходячие мертвецы»

07/02/2014

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

На праздниках представился случай сравнить наш и не наш сериал – было много свободного времени, и я одновременно смотрел «Трех мушкетеров» в исполнении режиссера Жигунова и американских «Ходячих мертвецов».


           «Трех мушкетеров» я смотрел через силу, заставлял себя это делать, говорил себе, что должен досмотреть до конца. А «Ходячих мертвецов» я смотрел ночью с удовольствием. Иногда ко мне прибегали дети, которые уже посмотрели все вышедшие сезоны, и говорили: «Папа, давай бояться вместе». И норовили рассказать, что там дальше.

Но сначала о неприятном, то есть о «Трех мушкетерах». Сказать, что я был удивлен, – это ничего не сказать, потому что я считал, что Жигунов – человек не бездарный. Я считал, что он имеет опыт работы с Дюма, он продюсировал «Королеву Марго» и играл в ней, был продюсером «Графини де Монсоро», а там удалось передать дух книги Дюма. Но все это было в 1990-е.

И вот теперь Жигунов снял «Трех мушкетеров». Одна из главных проблем этого сериала – непопадание в жанр. Я бы лично хотел увидеть «Трех мушкетеров», сделанных по-серьезному. Поскольку эта книжка у Дюма – довольна мрачная, там убийства, кровь, порушенные судьбы. А у нас, видимо, мюзиклом «Три мушкетера», где Боярский поет «Пора-пора-порадуемся», заложен легкомысленный формат, где чуть-чуть еще – и получилась бы пародия. Но в тех «Мушкетерах» Юнгвальда-Хилькевича все искупалось жанром, потому что в мюзикле может дурачиться король, может дурачиться королева, в мюзикле может быть все, что угодно.

Но у Жигунова-то мюзикла нет. Там никто не поет и не пляшет. При этом события не по-серьезному развиваются, драки ненастоящие, не похожие на те дуэли, где решается: жизнь или смерть. И не очень понятно, зачем актеры так кривляются. Это все напоминало либо «Большую разницу», только очень затянувшуюся, либо корпоративную вечеринку в серьезной госкорпорации, на которой кто нарядился Миледи, а кто – королевой. И разборки короля с королевой вокруг подвесок напоминают историю про то, как муж вытащил жену из ночного клуба и выясняет, куда она дела подаренные часы. Понятно, что люди не так себя вели в то время – это было просто невозможно.
Я  совершенно не понял, куда дели слуг мушкетеров – это замечательные персонажи, они и на смысл, и на композицию романа завязаны. А Жигунов зачем-то слуг ликвидировал.

Кастинг вызывает вопросы – понятно, что Маргариту Терехову в роли Миледи сложно переиграть, но Миледи хотя бы должна выглядеть не дешевой прошмандовкой.

В общем, я с трудом досматривал очередную серию «Трех мушкетеров» и с удовольствием начинал смотреть «Ходячих мертвецов». Хотя скажи кто раньше: «Андрей, ты будешь с наслаждением смотреть «Ходячих мертвецов», сериал, сделанный на основе комиксов», – я бы не поверил.

Там такой сюжет: после некой катастрофы оживают мертвецы, и оставшиеся нормальными люди поодиночке пытаются выжить. Идея не нова. На BBC был сериал, где почти всех поражал вирус гриппа. Понятно, что  всегда интересно посмотреть на людей в экстремальных условиях: у кого хорошее вылезает, у кого плохое. И ты волей-неволей начинаешь примерять эту страшную ситуацию на себя.

Создатели «Мертвецов» умудрились подобрать шикарные типажи, они молодцы, что не думали о политкорректности. Ты только влюбляешься в какого-то персонажа, следишь за ним, а тут его – бах! – загрызает какой-то стервец-мертвец. Авторы не боялись жертвовать фигурой, чтобы действие развивалось, чтобы было драматично.

Почему с увлечением смотрели «Ходячих мертвецов» и я, и мои дети, которым 11 и 13, то есть люди, совершенно разные по образованию, интересам? Потому что этот сериал сделан с душой.
 

Неужели мы такого не можем сделать? Да, в «Мертвецах» сложный сценарий, но сказать, что это высшая математика, нельзя. Здесь нет каких-то великих открытий. Просто это сделано на совесть, и поэтому это цепляет.

А у нас сериал из высшей российский лиги – «Три мушкетера». Про который можно только сказать, что сделан он богато. Я не удивлюсь, если по деньгам, потраченным на серию, он сопоставим с зарубежными аналогами. Но у них на выходе получается «Шевроле Тахо», а у нас «Жигули Нива». Можно ездить на «Ниве»? Можно! Можно смотреть «Три мушкетера»? Можно! Только любой нормальный человек, если вопрос выбора встанет, «Тахо» выберет.

Я считаю, что надо задуматься. Задуматься должны те, кто решения принимает. Почему у одних хоккей олимпийского уровня, а у других – уровня дворовой команды. Почему они снимают сериалы, от которых не оторваться, а мы – то, что заставляешь себя смотреть. Я не верю, что наш потенциал на сегодня таков, что мы объективно не в состоянии сделать сериал уровня «Ходячие мертвецы».

Я не знаю, к кому обращен этот глас вопиющего, но мне кажется, что ситуация зашла настолько далеко, что она не сможет сама отрегулироваться. Это как с человеком, который впал в запой: уже нужно внешнее воздействие – облить холодной водой, вколоть снотворное, не давать пить, потом начать реабилитационные процедуры. Сами производители наши не смогут выбраться из этого. Если Великобритания умудряется выручать на экспорте сериалов полтора миллиарда долларов, то неужели мы хуже? Дорогие друзья, отвечающие за нашу экономику, я хочу, чтобы вы заинтересовались этими цифрами. Если англичане могут – мы тоже можем!                

ранее:

«Из близких родственников через блокаду у меня прошли восемнадцать человек»
«В наших сериалах о войне бегают девушки в коротких юбках, сплошная любовь и ковбойские перестрелки»
«Моя жена в одном сериале должна была играть очень богатую женщину...»
«Сказочные сериалы мы можем делать не хуже американцев. Но не делаем»
«Какие непатриотичные американские телесериалы я советовал журналисту Минкину»








Lentainform