16+

Почему не стали популярными раздельные купе для женщин и мужчин

21/02/2014

Почему не стали популярными раздельные купе для женщин и мужчин

Уже 7 лет назад на железных дорогах России ввели право пассажиров на выбор, в каком купе ему ехать – женском, мужском или смешанном. Сейчас, по данным РЖД, правом выбора пользуется только 7 процентов пассажиров, но с каждым годом это количество по чуть-чуть но растет – на 1-2% в год.


           Одни эксперты говорят, что сама по себе эта идея была мертворожденной и никому не нужной. Другие – что железная дорога сознательно ограничивает возможность выбора купе.
 
Как сообщили нам в управлении Октябрьской железной дороги, в каждом поезде дальнего следования, обслуживающего маршруты на Северо-Западе, один купейный вагон выделяется для разбивки его на мужские и женские купе (в плацкартных вагонах такая услуга и не предполагается). И этого одного вагона – вполне достаточно. В 2012 году к услугам пассажиров ОЖД имелись 817 тысяч раздельных купе. Услугу реализовали на 74 процента. В 2013 году из предложенных 900 тысяч мест в купе с признаком «мужское/женское» было реализовано 96%. Если спрос начнет возрастать, под раздельные купе станут выделять больше вагонов. В основном, услуга пользуется спросом на направлениях: Петербург – Москва, Петербург – Адлер и Петербург – Мурманск. 
 
Проще всего выбрать гендерное купе, если бронировать билет на сайте РЖД (операторы в кассах о такой возможности не напоминают – пассажир должен сам проявлять активность). Можно, подобрав поезд, кликнуть схему вагона и сделать то или иное купе мужским (тогда оно будет синим) или женским (красным) – это если купе еще свободны – или присоединиться к уже определившимся в поле. 
 
Удивительно, но по статистике прошлых лет, мужские купе пользуются большей популярностью, чем женские. Мотивации у пассажиров такие: не придется уступать нижнюю полку, женщины болтливы, они чаще едут с детьми.
 
Психолог Елена Кудрявцева объяснила «Городу 812», почему раздельные купе не пользуются большим спросом: «Потому что организация хромает на две ноги. Я три раза брала билеты специально в женское купе – и моими соседями оказывались три мужика. Грош цена вашей статистике, особенно в той части, почему женщины, мол, не пользуются этой услугой».
 
Психологическое объяснение этому казусу дал проректор Университета путей сообщения Игорь Киселев:
 
– Разделение по полу в купе людям кажется надуманным и навязанным. Есть такое понятие – хронотоп, то есть единство места и времени, которое обуславливает поведение человека. В метро, например, не курят даже самые заядлые курильщики. У них в голове крепко сидит истина: в метро курить нельзя. Выбор попутчиков в купе – услуга невостребованная, она вступила в противостояние с нашими традициями. Да, в арабских странах даже в метро мужчины и женщины порознь ездят. Но в Европе раздельных купе очень мало.
 
– Какое новшество, на ваш взгляд, стоило бы внедрить в поездах вместо этого ненужного разделения? 
– Хотелось бы ввести поезда, из которых меня не будут выставлять в 6 утра. Поезда-гостиницы. Скажем, экспресс «Нью-Йорк – Вашингтон» прибывает в 8 утра, но вы можете не покидать вагон до полудня, как будто это обычный отель. И это освобождает пассажира от необходимости снимать номер в отеле. Скажем, ваши командировочные обязанности закончились в два часа дня, поезд только вечером, гулять по городу холодно. Но если поезд подадут за 3-4 часа до отъезда, можно отправиться туда и сидеть в теплом вагоне… Поезд-гостиница может успешно конкурировать с самолетом, но для этого РЖД должны стать еще богаче, чем сейчас. Нужны дополнительные приемо-отправочные пути, платформы, где этот поезд будет отстаиваться.
 
– Почему бы не внедрить для начала такую мелочь как розетка у каждого пассажира в купе? Как заряжать телефон?
Это довольно легко достигается в поездах нового поколения, просто у нас их еще мало. А в обычных вагонах сложное электрообеспечение: система питания связана с аккумуляторными батареями, подзаряжается только во время движения. На стоянках и при скорости менее 15 км/ч зарядка не идет… Пока старые поезда не будут вытеснены современными, о розетках забудьте. Довольно легко добиться установки в вагонах кофейного автомата. А вот микроволновок, чтоб получать горячие обеды, у нас не будет. Проще уж наладить снабжение готовыми обедами из вагона-ресторана. Вообще, я сейчас готовлю публикацию серии статей о современных вокзалах: мне кажется, у нас чересчур много попыток создать там всякие излишние удобства, и они не оправдываются.
 
Идеальный вокзал – тот, которого мы не замечаем: шагнул из вагона метро на перрон – и все… Поэтому меня очень пугает перспектива появления на Финляндском вокзале магазина duty free, единственного железнодорожного магазина в таком роде. Это убьет саму идею скоростного сообщения с Финляндией. Преимущество этого поезда в том, что я могу прийти за 3 минуты до отправления и спокойно ехать. А они заставят приходить на полчаса раньше, чтобы успеть у всех проверить паспорта. Паспортный контроль в самом поезде придется отменить, потому что посещать магазин беспошлинной торговли может только тот гражданин, в чьем паспорте уже стоит штамп о пересечении границы. Значит, сначала у нас будет паспортный контроль, потом для желающих – магазин, а потом уже поезд. Куда логичней, мне кажется, было бы сделать магазин в самом поезде.               

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform