16+

В Петербурге составили рейтинг театров: мнения экспертов и зрителей не сошлись

13/03/2014

В Петербурге составили рейтинг театров: мнения экспертов и зрителей не сошлись

Компания «Ти Ай Джи» провела «мониторинг удовлетворенности горожан услугами учреждений культуры» и составила рейтинг последних, сообщили «Городу 812» в Комитете по культуре. Из 36 учреждений удалось выявить лидеров и аутсайдеров творческой сферы. Однако мнения зрителей и экспертов разошлись. По некоторым театрам они оказались почти противоположными.


           Исследователи разработали несколько видов анкет – отдельно для зрителей (опрошено 1085 человек)  и отдельно для экспертов (опрошено десять). В качестве экспертов выступили театральные критики, журналисты, искусствоведы, преподаватели творческих вузов.

Эксперты и зрители должны были поставить отметки учреждениям культуры от нуля до девяти. Оценивались десять (для зрителей) и пятнадцать (для экспертов) различных параметров, среди которых  – качество постановок, удобство внутренней инфраструктуры и сопутствующих услуг, цены на билеты и так далее.

Зрителям задавали вопросы прямо в фойе театров и концертных залов. Выяснилось, что людям легко говорить о туалетах и буфетах, но многие из них вообще затруднились оценить творческие параметры. Те сферы, в которых зрители разбираются хорошо, как раз и получили наибольшее число их негативных отметок. По словам исследователей, «аутсайдерами оценок искушенных зрителей оказались туалеты, буфеты и гардеробы». Не нравятся людям и высокие цены на билеты. Однако в целом петербуржцы испытывают большое удовлетворение от посещения театров. Недовольных оказалось меньше двух процентов.

В целом, первые места у зрителей получили  детские и «развлекательные» театры, такие как «Зазеркалье», Большой театр кукол, Театр комедии и Театр эстрады им. Райкина.

Однако эксперты с сожалением констатируют, что использовать зрительский рейтинг как систему адекватной оценки учреждений культуры нельзя. Во-первых, горожане посещают  учреждения, которые в большинстве случаев выбирали довольно тщательно. Поэтому они просто не могут поставить низкую оценку театру, в который пришли по своему выбору. А второй фактор, повлиявший на оценки зрителей, – «безусловный культурный позитивизм».

Эксперты считают «простых зрителей» менее развитыми (по уровню художественного запроса), чем зрителей московских или европейских. По их мнению, зритель ищет зрелища, соответствующего уровню своего запроса.  А театр ищет (или чаще ждет) зрителя, соответствующего уровню своих спектаклей.

Почти все эксперты выражают опасение и даже боль оттого, что театры могут пойти по более легкому, с точки зрения формальных показателей,  пути простых и кассовых зрелищ, «которые приведут зрителя туда, откуда сам он уже выйти не сможет».

Оценки зрителей и экспертов не совпали. На первых местах у экспертов оказались Театр балета Бориса Эйфмана, Филармония джазовой музыки, Большой театр кукол, Молодежный театр на Фонтанке. 

Большой театр кукол единственный получил одинаково высокие оценки горожан и экспертов.          


В Петербурге составили рейтинг театров: мнения экспертов и зрителей не сошлись


Мария Гордякова, фото delate.info








Lentainform