16+

Учебников будет в несколько раз меньше

18/03/2014

Учебников будет в несколько раз меньше

Минобразования издало приказ о формировании федерального перечня учебников, которые будут проходить жесткий отбор каждые три года. Рекомендовать учебники для включения в список уполномочен Научно-методический совет при министерстве. Пока еще перечень не опубликован, но «Город 812» спросил учителей, насколько необходим российским учебникам такой отбор.


          Сейчас школьные и гимназические педагоги могут выбирать из  трех тысяч одобренных Минобром  учебников. Это количество, сообщает министерство,  сократят в два с половиной раза. Хотя 1369 книг, которые планирует оставить Научно-методический совет,  – цифра тоже немаленькая. По мнению учительницы физики одной из петербургских школ, учебники сейчас пишут все кому не лень, совершенно не разбираясь в предмете:

– При этом выбирать практически не из чего, самой лучшей остается литература, изданная еще в советские годы. С другой стороны, сложно придумать что-то новое по таким точным предметам, как физика и математика. Учебников, конечно, слишком много, и их количество необходимо сокращать. 3-5 книг по каждому предмету вполне достаточно. Тем более что учитель, если он профессионал, всегда ориентируется на свои знания и опыт, а учебник использует лишь как базу, основу учебной программы. Мне лично проще и интереснее давать учебный материал под запись. А вспоминать темы или наверстывать упущенное школьники должны по учебникам, в которых ясно и просто излагается необходимый минимум.

– Чтобы у учителей был выбор, необходимо много разных учебников, – считает учитель-методист другой школы. – Но их уровень должен быть высоким, а сегодня качество учебной литературы чрезвычайно низкое – книги написаны странно, часто бессмысленно, порой информация выпадает из контекста. Учителя химии жалуются, что им не из чего выбирать – суть предмета изложена сложным и витиеватым языком, понять который можно только окончив университет по соответствующему профилю.

Помимо чисто педагогических критериев оценки, к учебникам теперь предъявляют   повышенные требования по воспитанию личности ученика. Учебник должен «способствовать формированию интереса к углубленному изучению предмета, развивать навыки самооценки и самоанализа, стимулировать мотивацию к интеллектуальной и творческой деятельности, воспитывать патриотизм и любовь к своей семье, а также учить межнациональному диалогу». Учебник не должен содержать информации, опасной для здоровья и развития ребенка, так сказано в приказе Минобразования.

– Когда я училась в школе, в советское время, из учебников физики убрали лабораторные работы со ртутью и эфиром, считая их опасными, хотя сильно перестраховались, – вспоминает учительница физики. – А сейчас не представляю, какой вред здоровью может принести литература по моему предмету. Только если предположить, что кто-то из авторов посоветует проверить электрический ток в розетке с помощью пальцев.

На самом деле, эта версия недалека от действительности. В учебниках по окружающему миру для начальной школы в качестве домашнего задания первоклассникам предлагается пойти в лес и сорвать с вершины елки шишку. Учеников третьего класса предупреждают об опасности аллергических реакций и рекомендуют съесть продукт и посмотреть – не выступила ли сыпь. По мнению автора другого учебника по тому же предмету, во втором классе уже пора знать, что такое алкоголизм. Отравление грибами в нем сравнивают с алкогольной интоксикацией. Еще один учебник объясняет школьникам, что зайцы бегают зимой для того, чтобы согреться.

Теперь учебная литература пройдет пять видов экспертиз, прежде чем попадет на парту ученика. Научную, педагогическую, общественную, региональную и этнокультурную.

– Никакие экспертизы не помогут сделать современные учебники лучше, потому что основная их проблема  – глупость, –  убеждена педагог-методист. – Необходимо изменить взгляд на образование и подходить к созданию учебников с научной позиции. Проблема еще и в том, что учебники не только создаются непрофессионалами – они попадают в руки к плохим специалистам. Большинство учителей в России имеют очень низкий уровень образования. Их учат педагогике, а знаний дают очень мало. Но только высокий уровень знаний, к которому приложено педагогическое мастерство, позволяет учителю стать высоким профессионалом. А такие учителя – большая редкость.

К 1 апрелю федеральный перечень учебников будет опубликован. По данным Минобрнауки, из 1505 поданных на рассмотрение книг проверку не прошли 136.         

Нина Башкирова, фото msunews.ru











Lentainform