16+

Что будет, если в России введут квоты на показ иностранных фильмов

03/04/2014

Что будет, если в России введут квоты на показ иностранных фильмов

Депутат Госдумы Роберт Шлегель предложил ввести в России квотирование на показ иностранных фильмов – по его версии, эти ленты низкопробны, пропагандируют американские ценности и не наши национальные интересы, поэтому 50% лент в прокате должны быть отечественными.


        «Г ород 812» решил разобраться, как обстоит ситуация с квотами на фильмы в других странах и какие урозы это таит для российского кино.

Подобное предложение – о квотах в кинотеатрах – прозвучало уже не в первый раз. В сентябре 2012 года с ним выступал министр культуры Владимир Мединский (сейчас он, вроде, против). Потом депутат от ЛДПР Литвинцев предложил квоту для отечественного кино в 80%, затем единоросс Сергей Железняк – 20%. Тогда проекты приняты не были. Но сейчас другое время – поиска национальной идентичности и ответных мер на западные санкции.

Когда в России заводят разговор о квотах для местного кино, то в пример приводят Францию. Казус в том, что на самом деле во Франции уже давно нет квот на показ фильмов, еще с 1950-х годов.

Реальные квоты на показ голливудских фильмов были в 1920-1930-е годы – тогда во Франции существовала своя мощная кинопромышленность, которая  не хотела делиться рынком с американцами. После войны было заключено соглашение Блюма-Бирнса: французское кино было в тяжелом положении, а в США как раз все бурно развивалось, поэтому стороны пришли к соглашению, что французы открывают рынок для американцев, а в обмен на это американцы выдают стране большой займ и прощают значительную задолженность перед США. Договорились, что на 7 иностранных фильмов в прокате должен приходиться 1 французский. Кроме того, французские фильмы должны были демонстрироваться в течение первых четырех недель каждого квартала.

Во Франции сейчас квот нет, а есть специальный сбор в поддержку кино – 11% от стоимости каждого проданного билета отправляются в Национальный фонд поддержки кино. Кроме того, существуют еще налоги на телеканалы, на физические носители и распространителей кинопродукции, которые тоже идут в этот фонд. Его бюджет в этом году составил 700 миллионов евро (бюджет российского Фонда кино – около 3 миллиардов рублей, а общие государственные затраты на поддержку кино – около 6,7 миллиардов, то есть около 135 миллионов евро).

Еще в Евросоюзе в качестве меры поддержки европейских кинопроизводителей работает сеть кинотеатров, которые финансируется ЕС с условием, что 20 процентов фильмов в кинотеатрах этой сети будут европейскими.

Среди стран, действительно имеющих у себя квотирование кинопоказа, выделяются две – Китай и Южная Корея. В Китае показывают 30 голливудских фильмов в год, и именно на эти 30 фильмов приходится половина местных сборов.

В Южной Корее квоты были введены в 1966 году и обязывали кинотеатры показывать корейские фильмы 90 дней в году. Потом квоты то уменьшались, то увеличивались, но в середине 1980-х США, угрожая отказом от импорта южнокорейских товаров, заставили разрешить голливудским компаниям действовать в стране без посредников, что привело к значительному сокращению количества корейских фильмов в прокате. Сейчас квота в 106 дней остается, но соблюдается не всеми кинотеатрами. Относительного паритета удалось добиться путем других мер: увеличением господдержки, дотациями артхаусным кинотеатрам, строительством киностудий для независимых режиссеров, кроме того, 3% от стоимости проданных билетов направляются в фонд поддержки корейского кино.

Кроме этого, квоты существуют в Греции (каждый кинотеатр должен показывать отечественные фильмы как минимум в течение 28 дней в году), Испании (местная продукция должна показываться от 73 до 91 дней в году), Бразилии (от 28 дней  – в зависимости от количества экранов).

Если квоты на отечественное кино ввести в России, то самой большой проблемой станет его отсутствие – отечественными картинами невозможно покрыть 50-процентную квоту, которую предлагает депутат Шлегель.

Действительно, если посмотреть на статистику, то становится видно, что российская кинопромышленность просто не готова сейчас к такой квоте. В России снимается около 70 фильмов в год, из них – 40-50 идут в прокат. Американских фильмов в прокат за год выходит 260-280. Эксперты говорят: чтобы заменить американскую продукцию, надо снимать в России порядка 300 фильмов в год. Это требует значительного увеличения финансирования, плюс надо как-то решить проблему с нехваткой кадров: продюсеров, режиссеров, сценаристов и т.д. То есть это процесс на годы.

Если же квоты станут простым ограничением, не предполагающим увеличения расходов на отечественный кинематограф, то результатом станет отток зрителей из кинотеатров и обвал отечественной системы кинопроката.

Досье

За весь 2013 год на российские экраны вышло 350 картин, общие сборы составили сумму в 1,373 миллиарда долларов. При этом российские фильмы собрали 257 миллионов долларов (лидером проката стал «Сталинград» Федора Бондарчука – 51,7 миллионов), примерно 19% от всех сборов. Лишь 10 из 59 российских фильмов окупились в прокате. Почти все они сделаны по западным лекалам и с привлечением западных компаний.              

Егор СЕННИКОВ











Lentainform