16+

«Практическая польза от федерализации Украины неочевидна, риски — слишком велики»

07/04/2014

«Практическая польза от федерализации Украины неочевидна, риски — слишком велики»

После революции на Украине и отделении Крыма в стране активно продвигалась идея федерализации, сторонники которой требуют обязательного права на самоопределение, что расценивается властями страны как призыв к сепаратизму.


         В поддержку этого процесса выступил в одном из своих обращений и изгнанный президент Виктор Янукович. В последние дни митинги сторонников федерализации в Харькове, Луганске и Донецке, переросли в беспорядки. В Донецке и Харькове митингующие захватили здание областной госадминистрации, а в Луганске — регионального управления СБУ. Здание облгосадминистрации в Харькове удалось освободить

Киевские власти заявили о намерении жестко реагировать на происходящее в восточных регионах. Так, лидер партии "УДАР" Виталий Кличко потребовал от правоохранительных органов и СБУ принять все меры, чтобы не дать разжечь ситуацию.

Блогеры рассуждают, что принесет Украине разделение на относительно независимые регионы, и во что выльется протест в восточных областях страны.

«История про попытки федерализации Украины давняя, пишет Александр Чаусов. – Этот вопрос на всеукраинском уровне поднимался несколько раз еще с девяностых. Только вот еще в 2012 году Янукович был за сохранение унитарного строя в стране, а теперь вот против.

У противников федерализации Украины еще до нынешнего Майдана самым веским аргументом было то, что отход от унитарности моментально приведет к расколу, сепаратизму всех областей, криминализации региональных элит.

Сторонники же тогда говорили о том, что Украину «может разорвать», настолько противоречия между различными группами накалились. И речь идет не только о линии Запад – Юго-Восток, но и о противостоянии региональных и республиканских политических элит.

В общем-то, насчет «разорвать», похоже, они оказались правы. Украину сейчас именно что разрывает на части.

Запад сидит в Киеве, на Майдане, а Восток штурмует свои региональные администрации и очень хочет даже не в Россию, а куда угодно, только подальше от Запада и прозападных украинских политиков.

Была бы выходом из этого та самая федерализация, о которой и без всякого Януковича на Украине говорили уже очень давно? Есть вероятность что да. Восток и Запад тихо разошлись бы «по углам общего ринга» и плотно занялись своими внутренними делами в составе единой страны.

Есть ли риск сепаратизма в рамках такой федерализации, о которой говорит Янукович? Есть, и еще какой. Опять же в силу специфики населения страны, да и самой страны. Есть ли риск раскола Украины на два и более государств? Да, такой риск есть. Но опять же, если ничего не делать, категория «риск» и «негативная возможность» запросто перейдет в категорию «печальная данность».

При нынешнем накале протестных настроений что на Западе, что в Киеве, что на Востоке «просто так, само собой» все не уляжется и не успокоится. Не зря не разошелся до сих пор Майдан и, например, палаточный лагерь в Одессе. То есть, если выбирать из двух зол «референдум о федерализации» или «оставляем все как есть», то один из вариантов, может быть, приведет к коллапсу страны, а второй вариант к нему приведет неизбежно».

Ему возражает Tetyana Yampolska : «Главное возражение против федерализации Украины состоит в том, что для решения ее проблем федерализация не нужна. Практическая польза от федерализации Украины неочевидна, риски — слишком велики.

Для начала, если брать теорию и исторические прецеденты — успешные и устойчивые федеративные государства были созданы из уже существующих образований, а не в результате разделения государства (по принципу «снизу вверх», а не наоборот).

Главный риск в федерализации Украины тот же — «консервация» различий украинских земель, дезинтеграция страны, возможность частичного или полного ухода ее частей в РФ, Польшу, Румынию или Венгрию. Иными словами, создавать федерацию сейчас — согласиться, чтобы ее субъекты распространяли абсолютно противоположную друг другу культурную, экономическую или национальную политику.

Сейчас это попытка, потеряв страну, оставить за собой хотя бы ее часть, «свои» области – бизнес, финансовые потоки, возможность и дальше держать в безмолвии привыкший к патернализму народ, страх люстрации, перед судебными процессами за коррупцию, сепаратизм и т.д.».

«Российские власти столь настойчиво предлагают новым украинским властям федерализацию и разъясняют ее блага, что было бы неплохо показать их эффективность и реальное существование и в России. Как минимум:

1. При выборе системы выборов главы региона в Крыму остановиться на прямых выборах губернатора населением, а не на назначении парламентом по представлению президентом;

2. Дать возможность выиграть хотя бы в одном регионе России на сентябрьских выборах представителю оппозиции (не искусственно это организовать, а просто снизить степень режиссуры);

3. Возможно, уже в этом году скорректировать законодательство по вопросу о муниципальном фильтре – в его нынешнем виде он явно чрезмерен;

4. Сделать реальные шаги по расширению бюджетного федерализма. Иначе тема про угнетаемые в Украине регионы-доноры Юго-Востока не так уж ярко играет;

5. Предпринять реальные шаги по улучшению положения русских (в частности, по их представительству в органах власти) в национальных республиках в составе РФ.

Пишу это без малейшей доли иронии. Я принципиальный сторонник федерализма и устойчивого развития России. И я убежден, что по сути (если убрать за скобки пропагандистские перегибы) критика в адрес Киева имеет под собой объективные основания», – считает Евгений Минченко.

«Если я все правильно понимаю, Москва поставила Вашингтону ультиматум: либо федерализация Украины с правом регионов на внешнеполитическое самоопределение, либо Кремль оставляет за собой право преодолеть "кризис" в Украине всеми доступными ей способами. То есть, или мы крепостные у США и России или нас завоюют», – предполагает Mefistoff.

el-murid: «Обсуждать, какой должна быть федерализация Украины, сегодня почти что бессмысленно – она неизбежно станет предметов переговоров между Россией и Западом, и только по их итогу можно будет говорить, какие формы примет новая украинская государственность.

Проблема в том, что к переговорам еще нужно прийти. Это весьма непросто. Дело в том, что Запад не един в подходах, и разделен в вопросе о России и Украине на две отличающиеся друг от друга точки зрения и политики.

Федерализация Украины и ее возможные параметры на сегодня, к сожалению, представляются чисто умозрительными категориями. При том, что она становится единственным способом и методом предотвращения создания на наших границах гигантского Сомали, говорить о ней в отрыве от практических шагов по урегулированию острой фазы украинского кризиса невозможно. А вот каковы будут итоги этого урегулирования – предсказать или даже предположить сегодня, скорее всего, нельзя. Большинство решений принимается ситуативно, а обстановка меняется самым непредсказуемым образом. Хотя, конечно, есть и вполне стандартные этапы развития самой украинской "революции", но тот факт, что она во многом связана с внешними факторами, внутренние процессы во многом зависят от того, что решится на внешнем фронте».         

Фото vk.com











Lentainform