16+

Проводники поезда Петербург-Севастополь — о том, чего ждать российским пассажирам на украинской границе

07/04/2014

Проводники поезда Петербург-Севастополь — о том, чего ждать российским пассажирам на украинской границе

Российские власти призывают ехать отдыхать в российский Крым. Но пока из Петербурга попасть туда непросто – самолеты отсюда в Симферополь не летают. Есть только поезд, который раз в два дня уходит в Севастополь с Московского вокзала. Поезд идет через Украину, пассажиры беспокоятся – не возникнет ли проблем на двух российско-украинских границах.


          Наш корреспондент побывал на вокзале пред отправлением поезда Санкт-Петербург –Севастополь. Атмосфера не то чтобы напряженная, но и не абсолютно спокойная. В первую очередь из-за того, что проводников осаждают вопросами:

– Скажите, в вашем поезде есть полиция?
 – Нет. И охранника тоже.
– А кто же следит за соблюдением в поезде прав российских граждан?
– Никто не следит. Украина – иностранное государство, там свои законы, и пассажиры должны им подчиняться.

С тех пор как путешествие в Крым превратилось в путешествие из России в Россию через территорию не совсем братской Украины, у проводников появились две заботы. Первая – новые требования украинских пограничников. Вторая – дополнительный паспортный контроль на въезде-выезде из Крыма, а именно – в Мелитополе.

«Мы сразу предупреждаем пассажиров, что мужчин в возрасте от 18 до 50 могут снять с поезда и отправить обратно. Это обычно происходит в Харькове. Вернее, там гражданам устраивают проверку: смотрят документы и выясняют, зачем и куда едут. На моей памяти за месяц сняли с поезда только одного. Но это был непонятный товарищ: он уже в пятый раз пытался прорваться в Крым и все не мог объяснить цели поездки». Об этом рассказал начальник поезда.

В Мелитополе поезд делает 15-минутную стоянку, здесь вновь украинские пограничники проверяют документы. Как говорит начальник поезда, никого не задерживали. Контроль не строгий – стоянка короткая, на это времени не хватит.

Так что, по словам поездной бригады, все проходит в обычном режиме. Пассажиры с этим не согласны. На перроне то и дело встречались встревоженные мамы с детьми, которых не впускали в поезд несмотря на билеты. Причин две. Для ребенка младше пяти лет, который едет без места, требуется т.н. нулевой билет – он бесплатный, но его все равно нужно оформить. Вторая причина – нужно иметь подлинник свидетельства о рождении. Так вот, родители уверяли, что для них это правило в новинку, по их версии, ужесточение требований напрямую связано с обострением российско-украинских отношений. По версии начальника поезда, такие требования были всегда.

Как говорят в РЖД, летом число поездов в Крым из Петербурга будет увеличено. Сейчас билеты в Севастополь можно купить без проблем – плацкартные билеты на поезд, уходивший в среду, были полностью выкуплены за пару дней до отправления, свободные купе еще оставались.

Сложности возникают у тех, кто прибыл в Крым самолетом, то есть из России  в Россию, а обратно хочет уехать через Украину. Его украинские пограничники могут не пропустить. В такой ситуации оказалась  активистка «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова. Прилетела в Крым самолетом, потом попыталась перебраться на материковую Украину. Не вышло.

«Еду в автобусе Севастополь – Одесса, – рассказывает Крыленкова. – Через несколько минут после станции Армянская останавливают: с паспортами на выход! Это русская граница. Паспорта просто смотрят: фото не сверяют, даты тоже не глядят. Все в масках. Вскоре – украинский пост. И меня не пропустили. Украинские пограничники ходят без масок, все заносят в базу. Говорят, что  по законам Украины я нахожусь в Крыму на территории Украины, а штампа в паспорте о въезде на Украину у меня нет. Получается, что я на Украине незаконно, таких они просто отправляют назад. Конечно, я думаю, если взятку дать или поплакать, что бабушка, мама, любимый мужчина... – пустили бы. Но если бы я поехала, то на обратном пути у меня, скорее всего, был бы трехлетний запрет на въезд на Украину».

В среду европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила полеты европейских авиакомпаний в крымские аэропорты (в Крым летали «Турецкие авиалинии», KLM, Air France). Сейчас долететь до Крыма можно только из Москвы, но российские авиакомпании обещают скорое расширение авиасообщения: 8 рейсов из Москвы,  2 из Петербурга и один из Ростова.

Ряд экспертов полагали, что запреты Евроконтроля могут сказаться и на «Аэрофлоте», который летает и в Крым, и в Европу. Но Олег Пантелеев, главный редактор портала Aviaport, считает, что риск отлучения российских авиакомпаний, летающих в Крым, от европейского неба минимален.

«Россия давно разработала набор шагов, которые стоит предпринять, если появятся санкции. Привлечь новую авиакомпанию, которая работает только на внутреннем рынке – одна из таких вещей (имеется в виду Red Wings, которая в Европу не летает и потому санкций не боится. На сайте авиакомпании уже есть баннер с предложением купить билеты Москва – Симферополь – Москва, но при попытке оформления сайт зависает. – Н.А.). Пример Северного Кипра у всех перед глазами. Чтобы прорвать транспортную блокаду, турки создали специальную авиакомпанию, которая летала только из турецких аэропортов. Потом к ней присоединились другие турецкие авиаперевозчики, но они осуществляли рейсы и в другие европейские страны. На это реагировали спокойно. У каждой истории свой срок давности.

Китай, например, имеет очень жесткую позицию по поводу независимости Тайваня, он его не признает. Но есть масса авиакомпаний, которые летают и в Тайвань, и в Китай, и китайские власти вовсе не собираются «отказать им от дома». Жесткие санкции  не выгодны никому. Да, европейцам, желающим попасть в Крым, придется забыть о комфортном перелете с одной авиакомпанией: придется пользоваться двумя. Сейчас долететь до Крыма можно лишь с пересадкой в Москве, затем прибавится Ростов-на-Дону – интерес к Крыму проявляет «Дон-Авиа». Правда, у них, в основном, среднемагистральные лайнеры, рассчитанные на более длительные полеты, чем Ростов –Симферополь. Могут не окупиться»                 

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform