16+

Глава авиадиспетчеров России — о том, почему до сих пор не могут найти исчезнувший малайзийский Boeing 777-200

07/04/2014

Глава авиадиспетчеров России — о том, почему до сих пор не могут найти  исчезнувший малайзийский Boeing 777-200

Тайна исчезновения самолета Малайзийских авиалиний до сих пор не раскрыта. 8 марта пропал Boeing 777-200, летевший из Куала-Лумпура в Пекин. Что случилось – до сих пор неясно, обломки самолета ищут в Индийском океане.


            Эксперты говорят, что если 7 апреля бортовые самописцы перестанут передавать сигналы (закончится заряд батарей) – шансы найти самолет будут минимальны. Президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей КОВАЛЕВ рассказал «Городу 812», почему мог пропасть самолет.

– Как устроена система связи самолета с диспетчерами на земле? Как самолет может потеряться в небе?
– Когда самолет вылетает из пункта А в пункт В, маршрут уже заранее установлен и заложен в компьютер. На маршруте его отслеживает несколько диспетчеров непрерывно. При пересечении границы связь передается смежному авиадиспетчеру на управление за доли секунды. Если этого не происходит,  диспетчер сразу должен запросить, где рейс. Нам рассказывают, что так и было: экипаж попрощался с малайзийскими авиадиспетчерами при пересечении границы, и неясно, был ли следующий выход на связь.

Связь от вылета до момента посадки поддерживается на ультракоротковолновом диапазоне частоты – это диапазон радиостанции, дальность действия – около 400  км. Есть и длинноволновые диапазоны, но такая связь используется только для  дальних трансатлантических перелетов. Это текстовая связь наподобие связи в Скайпе.

На мониторе диспетчерского компьютера есть электронная отметка летящего судна –  самолетик или точка, – сопровождающаяся формуляром с номерной аббревиатурой (позывной этого рейса, высота полета, скорость и направление). Если эта картинка пропадает, диспетчер пытается установить связь другими способами, вызывает по радиостанции. Если самолет не отвечает, объявляется поиск воздушного судна.  Извещаются все соседние диспетчерские, привлекается внимание к поиску самолета. Если это все было сделано, то самолет просто не мог не быть  обнаружен, особенно если он  пересек чью-то границу воздушного пространства.

Кто-то говорит, что его захватили, и он улетел в Афганистан. Но кроме гражданских авиадиспетчеров за воздушным пространством, особенно при пересечении границы или береговой черты, следят войска противовоздушной обороны. Пересечь границу государства незамеченным невозможно.

– Версий высказывалось очень много. Вы какие считаете более реалистичными?
– Сейчас рассматриваются такие варианты. Первый – захват. Если предположить, что кто-то вмешался – например, террористы, – то члены экипажа могли бы об этом как-то сообщить. В конце концов, экипаж мог бы сразу нажать соответствующую кнопку, и на землю поступил бы сигнал о захвате воздушного судна. На мой взгляд, захвата судна не было.

Вторая версия – сговор экипажа. Но есть информация, что экипаж раньше вместе не летал, то есть пилоты встретились впервые в составе этого экипажа, и заговора среди них быть просто не могло. Если кто-то один задумал совершить злое действие, то ему нужно было бы устранить коллег, например, усыпить их, налить в кофе что-то – и потом выключить и радиостанцию, и локационную картинку, чтобы мониторы диспетчеров остались слепыми. Чтобы от спутников уйти, нужно всю навигационную систему выключить. Но в этом случае у членов экипажа не остается средств для ориентирования и правильного выдерживания маршрута. Есть примитивный радиокомпас времен начала развития авиации, а по нему точно выдержать маршрут невозможно. И если было задумано угнать самолет куда-то на острова Индийского океана – ведь туда, как предполагается, пролегал маршрут, – то нужный остров можно просто не найти, а топлива уже не хватит, чтобы долететь до побережья.

Третья версия – самолет сбили. Кроме гражданских авиадиспетчеров за небом следят ПВО. Если они обнаруживают объект и он не подает сигналов, этот объект сбивают. Тут могло быть что-то подобное. Если  так, то выяснить это будет сложно, особенно если замешана какая-то военная операция.

– Но его сбили бы сразу, а нам говорят, что он еще долго летел, несколько часов...
– Если его не сбили, то его могли сопроводить туда, где никто не найдет. Для сопровождения обычно поднимают истребителей. Чьи могли быть истребители? Чьи угодно. Скажем, американские – они бы сопроводили борт, например, на базу США. Даже если все средства навигации выключены, сопровождающие лидировщики выведут и посадят судно на любой аэродром. Вынужденные посадки и пассажирских, и грузовых гражданских самолетов периодически случаются, когда самолеты не по плану залетают в чужое воздушное пространство.

– Мог ли самолет пропасть из поля зрения навигационных систем по техническим причинам? Или отключить связь мог только экипаж?
– Технические проблемы могут привести к такому, но невозможно отключить сразу все системы связи. Точнее, возможно, если отключается электрическая система на борту, а от электричества питается все – и навигация, и средства связи, и управление самолетом, – но тогда самолет становится неуправляемым и падает сразу. Все остальное отключается по отдельности. Одновременно все может быть выключено либо ракетой, либо щелчком руки.

– Как найти самолет, если связь пропала?
– Просто искать. Тут поможет только случайный поиск, как было в 2012 году с АН-2, на борт которого загрузилась компания друзей прокатиться на рыбалку, а потом самолет зацепился за деревья и упал недалеко от аэродрома. Его искали первые несколько недель очень активно, используя авиацию, и не нашли. А нашел случайный прохожий год спустя – наткнулся на него недалеко от аэродрома. И если с Боингом произошла катастрофа, то остается надеяться на случайность – особенно если он упал в океан.

– Часто бывает, что самолет исчез и найти его не могут?
–  Подобных случаев немало в истории России, а в мире – тем более. Лет 8 назад пропал небольшой четырехместный вертолет, который вылетел в районе Нижневартовска. Его нашли спустя год.

– Чем предыдущие истории исчезновений отличаются от того, что случилось сейчас?
– Boeing 777 – самолет предпоследней модели этой компании, после него выпущен только Boeing 787. Boeing 777 оснащен по последнему слову техники, обладает большой вместимостью и большой дальностью полета. Конечно, топливо никогда не берут под самую завязку, расходуют экономично: до места назначения, плюс на всякий случай до запасного аэродрома. Но если заправиться полностью, можно и до Австралии лететь. Просто так такой самолет потеряться не может. Он даже от грозовых условий лучше защищен, пилотажные системы очень надежные. Хотя в грозу попасть можно и на новой технике: например, мы знаем, что самолет поднимался до 15 тысяч  метров и опускался до 3,5 тысяч метров – предполагают, что это уход от средств ПВО. А может быть, он попал в грозу, его подбросило вверх восходящим потоком и так же низко потом опустило.

– Какая версия исчезновения вам самому кажется наиболее адекватной?
– Всего две версии. Первая – участие одного из членов экипажа. Вторая – никто не вмешивался, а самолет сбит ракетой или разрушен грозой.

– Второй вариант подразумевает, что самолет упал в той самой точке, где исчез с мониторов?
Версии можно и совместить. Если самолет совершил разворот и летел через материковую часть Малайзии на юг, его могли сбить, когда он пересекал береговую черту. Когда диспетчеры ничего не видят, ПВО могут обнаружить любой объект: они  видят отражение пассивного сигнала – от радиолокатора с земли идет излучение вверх, и назад от объекта приходит отраженный сигнал. Даже если большая стая гусей летит, подобный радиосигнал на мониторе виден. Но не видно, что именно летит. Поэтому когда ПВО видят цель, движущуюся со скоростью 900 км/час, возникает подозрение, что это крылатая ракета либо вражеский самолет.  И если объект не отвечает на запросы, вывод один: цель необходимо уничтожить. Откуда им знать, что это пассажирский самолет? Это понять невозможно. Мы уже месяц понять не можем, где именно летел самолет и куда, а им нужно принимать решение в секунды.                

Анастасия ДМИТРИЕВА








Lentainform