16+

Почему автозавод «Форд» увольняет рабочих, а другие заводы – нет

15/04/2014

Почему автозавод «Форд» увольняет рабочих, а другие заводы – нет

На всеволожском автозаводе Ford Sollers готовятся к новым сокращениям работников. Через неделю начнется большая кампания по избавлению от кадрового балласта. Чтобы не действовать жестко, менеджмент завода предлагает работникам увольняться уже сейчас.


            В прошлом году так и было: уволились сами 430 человек, и только 19 пришлось сократить без их желания. Сейчас планируется сократить 700 рабочих. Каждый получит по 5 окладов, то есть порядка 220 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и на других заводах, хотя в более скромных масштабах.

Председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома Алексей Этманов (ранее был профсоюзным лидером «Форда», а теперь депутат областного ЗакСа) заявил, что с профсоюзами эту цифру не согласовывали: сначала руководство разослало информационное сообщение в СМИ и лишь потом озвучило его рабочим. Предложенная сумма компенсаций чересчур мала. Далее Этманов грозит забастовкой в случае, если увольнения пойдут без согласия с профсоюзами и без выплаты каждому сокращенному как минимум годового оклада.

Председатель профсоюза на самом заводе «Форд» Александр Кашицын оказался не столь категоричен. Он сообщил, что сокращений не избежать, но все под контролем: профсоюз обязал руководство предоставить выкладки: в каких подразделениях имеется избыток сотрудников и сколько каких сотрудников попадет под сокращение в первую очередь. Эти цифры профдеятели покажут специальным экспертам и попробуют оспорить. В прошлое сокращение под удар угодили сотрудники отдела логистики, работники окрасочного цеха и некоторых вспомогательных служб. В сентябре-августе персонал Ford Sollers сократился с 2900 человек до 2400. Сейчас людей еще меньше – 2300. Половина из них числятся в профсоюзе.

«Я общаюсь с сокращенными, и, как выяснилось, большая часть из них выбирает деятельность, не связанную с автозаводами, – сказал Кашицын. – Кто-то уходит к конкурентам, кто-то к нашим поставщикам. Наконец, есть такие, кто хочет остаться в СП Ford Sollers, но, поскольку во Всеволожске для них работы нет, уезжают в Елабугу».

Массовые увольнения на заводе начнутся 26-29 апреля. В это же время – с середины апреля по середину июня – конвейер будет остановлен дважды: сначала на неделю, потом на две.

Падение продаж было отмечено на заводе еще в январе, до падения курса рубля. Если сравнивать с 2013 годом, продажи упали вдвое. В январе-марте 2013 года дилеры со всей России купили на заводе 16700 «Форд-фокусов». За тот же период 2014-го – только 8300. Как же тут обойтись без сокращений? Даже в кризисный 2008 год автомобилей этой марки было продано 90 тысяч – в три раза больше, чем продается сейчас.

«Если ваши пирожки перестали покупать, вы же не будете их печь в прежнем количестве, – заметил генеральный директор агентства Auto-dealer-СПб Михаил Чаплыгин. – Так и с автомобилями: какой смысл производить, если не покупают? У каждой марки свой цикл, и популярность Ford уходит в прошлое. Вместо него расцветает KIA, которую пять лет назад никто всерьез не воспринимал. Появились другие машины в том же классе – «Опель Астра», «Хюндай Солярис», «КИА Рио», у которых более разумная ценовая политика. «Форд» не утратил популярности в сегменте внедорожников и коммерческого транспорта (имеется в виду «Форд Транзит»), но они производятся в Татарстане.  Вообще, мне кажется, что сокращение спроса будет отмечаться и на других заводах, такая уж политическая ситуация сложилась».

На заводе GM про сокращения пока не говорят, зато ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» намерен избавиться от полутысячи сотрудников и взять их обратно. Правда, совсем не по тому сценарию, что на «Форде». Об этом рассказал председатель профсоюза работников ООО Евгений Павловский:

«Проблема есть, но она будет решена. Сократят только одну смену, ночную, а людей переведут в другие смены. Правда, им придется выдержать заново трехмесячный испытательный срок. Дело в том, что эти люди работали на заводе через аутсорсинг. Их нанимало кадровое агентство «Версус», и по трудовой книжке числились они где угодно только не на «Ниссане». Сейчас им придется уволиться, пройти медкомиссию и стать полноценными сотрудниками завода. Ну, потеряют они на первых порах 15 тысяч рублей. Но потом начнут получать зарплату, как все. На конвейере она равняется 35 тысячам рублей чистыми. На заводе Hyundai – до 45 тысяч».

Сейчас на «Ниссане» трудятся порядка 2000 человек, половина из них – в сборочных цехах. Осенью завод планирует приступить к сборке новых моделей, предположительно «Ниссан Кашкай», потому-то от сотрудников и не будут избавляться насовсем.

«Эти сокращения – тренд повсеместный, просто «Форду» повезло меньше, чем другим, – комментирует автомобильный эксперт Виталий Новиков. – Менеджмент не уловил момента, когда цены выросли, а восприятие бренда притупилось. Надо было с ним лучше работать. Прошли времена, когда «Форд» покупали не задумываясь, даже без рекламы. Дилеры привыкли, что клиент сам идет в кассу, и расслабились».

По словам Новикова, всеволожский «Форд» вряд ли вернется к прежним объемам производства, а если это произойдет, для него не будет большой проблемой найти и обучить новую рабочую силу.                

Нина АСТАФЬЕВА, фото rosukrinform.com











Lentainform