16+

«Богатый россиянин, когда едет отдыхать за границу должен платить ренту»

17/04/2014

«Богатый россиянин, когда едет отдыхать за границу должен платить ренту»

На фоне охлаждения отношений с Западом руководство страны озаботилось развитием внутреннего туризма. Прежде всего в Крыму и Сочи, но не только. Премьер Медведев заявил, что у народа должна появиться «привычка отдыхать в родной стране», а для этого – «конечно, тоже нужны материальные всякие вещи».


                 О том, как сделать внутренний туризм привлекательным, «Городу 812» рассказал вице-президент Международной туристской академии Михаил БИРЖАКОВ.

Какая вообще сегодня ситуация в сфере туризма?
– Очень кислая. Вообще, существуют 3 ветки туризма: внутренний, въездной и выездной. Развивается только выездной, да и то не очень. По данным Росстата, за последние годы в среднем 14 млн россиян в год выезжают за рубеж. Я работал в Совете по туризму замглавы департамента внешних связей, возил в разные страны большие группы. И давно для себя установил: ездят почти одни и те же люди. В среднем каждый – в год по 4 раза. И получается, что выезжают ежегодно лишь 3,5 млн россиян, т.е. 2% населения огромной страны.
А в каком состоянии внутренний туризм?
– Тут совсем все плохо. Хотя здесь имеется серьезная проблема в связи с тем, что нет методики подсчета внутреннего потока. Во-первых, потому что критерии неясные: считать родственников или нет, паломников. Вот в России паломники не считаются туристами, потому что церковь считает паломничество обрядом, хотя во многих зарубежных странах это туристы. К тому же у нас крайне мало средств размещения в зоне расположения монастырей. Вот у знаменитого монастыря Александра Свирского, слава богу, есть небольшой гостиничный комплекс. Но они не стремятся развивать гостиничную сферу, т.к. туризм не их категория, они занимаются верующими. А верующих богомольцев едет гораздо меньше.
Это общая проблема для малых городов. Нет средств размещения. Если их построить, то в зимний период (или в несезон) гостиница будет стоять пустая и, естественно, будет нерентабельная.
Кроме того, высока стоимость перевозки до дестинации (место назначения). Поэтому развивается туризм местный, на дальние расстояния ездить накладно, коэффициент подвижности населения очень низок.
А у Министерства культуры, которое курирует туризм, какие идеи?
– Вот недавно они разработали стратегию развития туризма в России до 2020-го. Прислали и мне на отзыв. Но там нет ни одной позиции, которую можно было бы принять за опорную. Скажем, построить 3 круизных судна. Ведь в России на реках поток круизных туристов 800 тысяч в год. Что имеем, строилось давно, суда стареют и будут тонуть. Морских круизных давно нет ни одного. За рубежом круизные суда – прибыльный бизнес, а мы их не строим.
У нас нет завода по строительству туристских автобусов. Практически все, что имеем, – старье зарубежное, рассыпается. Есть, конечно, новые, но по лизингу.
Главная проблема – нет в стране целостного понятия о туриндустрии, что поставило бы вопросы и о качестве средств перевозки, и о стоимости перевозок. Для внутреннего туризма перевозки у нас ввиду больших расстояний оказываются чрезмерно дорогими. А ведь развитие внутреннего туризма простимулирует немало отраслей экономики регионов.
Что же делать?
– Во-первых, мы должны вернуться к системе социального туризма внутри страны. Если едешь за рубеж – заплати 100% акциз в пользу развития внутреннего туризма.
Вот ведь растет цена на бензин (за последние 10 лет – в 3 раза), и есть деньги у тебя – заливай, нет – не заливай. Все заливают и ездят, хоть и дорого. Так и здесь: хочешь ехать за рубеж – плати в 2 раза больше. И прибыль с этого действа – туристскую ренту – направлять полностью на развитие социального туризма, во внебюджетный фонд. Такая вот рента, о которой покупатель, потенциальный выездной турист, знает заранее. И тогда можем получить на 14 млн туристов, выезжающих за рубеж, 14 млн туристов внутренних. И более. Богатый должен купить 2 путевки: одну для себя и другую – для бедного. Это известная формула.
Эти отчисления вы хотите пустить строго на приобретение путевок для внутреннего туризма?
– Да. И этот социальный внутренний туризм будет осуществляться только через турфирмы. Только они будут приобретать проезд на транспорте с 50-процентной социальной льготой. Механизм, чтобы не было злоупотреблений, можно продумать. В СССР это все было реализовано.
Не все согласятся с этим.
– Но ведь сегодня многие владельцы автомобилей у нас понимают, что топливо на заправках не стоит столько, за сколько продается, но платят. Можно поехать на Байкал, а не в Таиланд.
Это единственная метода развития туризма внутри России?
– Необходимо добиваться от РЖД, чтобы они снизили цены на билеты для едущих по турпутевкам на 50%. А доплату получить из фонда социального туризма. Туристская социальная путевка должна давать льготы на транспорт – туристскую перевозку.
Мы сейчас продвигаем в модельный закон СНГ положение, чтобы на железной дороге был специальный льготный туристский тариф, и туристские поездки по СНГ приравнять к внутреннему туризму. И тогда поедут люди и на Байкал, и на Алтай, и на Кавказ, и в Среднюю Азию. А сегодня ведь на Байкале 80% туристов – местные. Стимулирование развития внутреннего туризма потянет за собой вообще социально-экономическое развитие регионов, всей России, стран Содружества.
У нас, согласно Конституции, государство – социальное, вот и надо постараться для социального государства. Если угодно, это как некая форма налога на богатство. Хочешь кататься за границу – заплати в 2 раза больше на благо населения своей страны и ее развитие и поезжай.                  

Павел ЯБЛОНСКИЙ











Lentainform