16+

Куда заведет русский народ тотальная неграмотность

21/04/2014

Куда заведет русский народ тотальная неграмотность

В Петербурге, как и в других городах (и странах), прошел Тотальный диктант. Участников, которые писали под диктовку текст, написанный автором повести «Географ глобус пропил» Алексеем Ивановым, оказалось в 4 раза больше, чем в прошлом году, – около двух тысяч.


               На пятерки написали только 65 человек из 1800 проверенных работ: из них примерно 10 мужчин. Количество двоечников не разглашается. Елена КАЛИНИНА, один из организаторов Тотального диктанта–2014, рассказала «Городу 812» о том, какую пользу приносят диктанты, и о том, куда нас заведет тотальная неграмотность.

– Большое количество двоечников – это на самом деле не страшно. Нам не нужно, чтобы на диктант приходили только филологи, которым хочется себя показать. Главное – что люди интересуются своим уровнем грамотности, а получив двойку, задумываются, почему. Может быть, они даже пойдут учиться. Мы постоянно что-то организовываем: то уроки на открытых площадках (в прошлом году проводили их в Таврическом саду), то курсы русского для взрослых. К нам часто обращаются люди, которые покинули школу лет двадцать назад, кто-то окончил вуз, словом не владел, но не слишком из-за этого переживал, пока начальник не стал обращаться с заданиями, требующими творчества. И они просто не знают, как фразы составлять из слов. А уж как все любят канцелярит! Он просачивается в любую фразу.

– Мне казалось, граждане сами хотят овладеть канцеляритом, чтобы уметь писать жалобы и  запросы.
– Наоборот, его надо изживать, но как? Он ведь насаждается всюду. Едешь в метро и слышишь: «Контролируйте свой багаж в целях недопущения его самопроизвольного перемещения». Люди думают: вот идеальная речь. Начинают ей подражать вместо того, чтобы ужаснуться.

– С чем все-таки связана нынешняя почти тотальная неграмотность – с Интернетом?
– Во-первых, язык меняется, и хорошо бы такие диктанты проводить отдельно по разным срезам общества: для выпускников, для тех, кто закончил школу 20 лет назад и т.п. Конечно, Интернет – основная причина. Там автоматическая проверка грамотности, и пользователь  расслабляется, уже не вспоминает, как надо правильно писать. Там в форумах принцип: кто раньше скажет, тот и прав, – поэтому все пишут свои месседжи второпях, не задумываясь об орфографии и тем более пунктуации. Там интернет-СМИ, у которых в последнее время появилась мода экономить на корректорах. Ну а в рекламных службах корректоров никогда не было, так что безграмотную рекламу мы видим повсюду. Типичный пример: «супер», как любая приставка, должна писаться слитно. «Суперакция, суперскидки». Рекламщики пишут его или раздельно или через дефис.

В общем, ситуация – ужас. Правда, и в 1950-е годы филологи поднимали тревогу, ужасаясь людской неграмотности, а потом ситуация выправилась. Есть ведь и обратная сторона. Очевидно же, что мы сейчас пишем больше, чем наши родители, которые блоги не вели, а писали только письма родственникам раз в месяц. Сейчас чем престижнее у человека должность, тем острее у него необходимость стать грамотным.

– Безграмотность – это разве не свидетельство того, что человек абсолютно не читает книжек?
– Бывают исключения. Человек читает много, а пишет неграмотно, так как за грамотность отвечают особые участки мозга, которые могут быть неразвиты несмотря на высокий интеллектуальный уровень. Но благодаря Тотальному диктанту люди выявляют у себя эти проблемы. А потом пытаются исправлять. Я советую читать книги и журналы – уже не классику, которую навязывали в школах, а то, что действительно приятно и полезно. И не зазорно, думаю, тратить ежедневно пять минут на то, чтобы рассмотреть знакомый текст, отыскать в нем сложные слова и трудные случаи пунктуации, посмотреть и запомнить, как это пишется. Вроде зарядки по утрам.

– Какие ошибки сейчас больше всего распространены?
– Сложносоставные слова, особенно интернациональные, особенно с аббревиатурами. IT-технологии, которые можно также писать ИТ-технологии – это еще самый простой пример. А в этом конкретно диктанте было много трудных случаев с запятыми: их было так много, что участники ставили ; – думали, что в таких сложных предложениях без них не обойтись.

– А я думала, «тся» и «ться».
– В школе это правило действительно объясняют ужасно. К тому же люди обычно используют ту форму, которая им чаще попадается. Часто говорят: она мне нравится. И редко: это не может нравиться. И поэтому во втором случае мягкий знак пропускают.

– Может, затеять реформу русского языка и все сложное и неправильное считать правильным?
– Сейчас такой необходимости нет. Реформа – стресс для приверженцев старой школы, и в 1918 году им было тяжело осознавать, что старые правила уже не действуют, пришлось долго и упорно переучиваться. Язык обновляется, меняется и написание, и ударения в словах. К счастью, благодаря Интернету, все это можно оперативно проверить.

Кстати

Оригинал текста диктанта можно прочитать на сайте totaldict.ru. Для получения пятерки допускается одна пунктуационная ошибка. Для четверки – от одной орфографической до максимум 4-х орфографических и пунктуационных. Для двойки – более восьми.              

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform