16+

«Термины – вроде «пробандеровские» – вообще не понимаю»

22/04/2014

«Термины – вроде «пробандеровские» – вообще не понимаю»

На XVI Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», который прошел в Петербурге, не приехали два украинских театра и один литовский. На сайте министерства культуры Литвы было опубликовано открытое письмо худрука Литовского Русского театра Йонаса Вайткуса директору фестиваля Сергею Шубу, сообщающее, что театр не едет на фестиваль, потому что Шуб подписал письмо деятелей культуры в поддержку действий российских властей на Украине.


                 «Это останется пятном на вашей совести… Существует еще и солидарность художников всех стран и национальностей, театров и актеров, ставящих вечные общечеловеческие ценности выше сиюминутных манипуляций временщиков политиков...» – писал Вайткус.

В ответ на послание Вайткуса на сайте «Балтийского дома» был опубликован ответ Сергея Шуба, где выражалось сожаление и ответственность за отказ возлагалась на Вайткуса.

Из Киева на фестиваль не приехал Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки (ему, кстати, должны были вручить присужденную уже премию имени Кирилла Лаврова, но обещают это сделать  в следующем году), из Донецка – Донецкий областной театр юного зрителя. Без демаршей, в личном письме Шубу худрук театра Л. Украинки, з.д.и. России Михаил Резникович, учившийся в Петербурге, сообщил: «Учитывая сложившуюся между нашими странами нестабильную политическую ситуацию, понимая высочайшую ответственность за коллектив театра… мы не имеем права продолжать реализацию этого проекта». Аналогичное письмо – и от руководства Донецкого театра.

Прокомментировать эти отказы мы попросили директора театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея ШУБА.

– Вы с пониманием отнеслись к отказу театров приехать в Петербург?
- Украинские театры я понимаю, они, как и все мы, находятся в зависимости от учредителя. Правда, со стороны нашего учредителя никаких ограничений – кого приглашать, кого нет – не поступало. И мне это очень приятно. Действительно, ситуация в Киеве, Донецке очень тревожная, они долго колебались – ехать или нет, принимали решение, потом отказывались… Было у них там всё по разному. Я их не осуждаю, все мы живем в определенных условиях, бог им судья. Но думаю, это временная ситуация, все рассосется.

– Но в Киеве и Донецке разве не разная ситуация? То есть, видимо, подтекст в их отказах разный?
- Откуда я знаю их подтекст! Думаю, он один, коль и тот и другой театры находятся в тесной связи с организациями, которые их учредили, будь это Минкульт Украины или соответствующий орган города.

– Вот я разговаривал как-то с артистами Театра имени Франко, и, как мне показалось,  они в той или иной мере высказывали пробандеровские взгляды...
- Я эти термины – вроде «пробандеровские» – вообще не понимаю. Я бы вообще запретил употреблять такую терминологию. Вот что такое «пробандеровские взгляды»? Я не знаю точку зрения украинских националистов. Я знаю об этом только из нашей прессы.

– То есть мотивы украинских театров вы понимаете, а литовского – нет?
- Я уже пояснял, что в том коллективном письме, которое я подписал, главными для меня стали слова о том, что культура, ее духовные и нравственные истоки являются неделимыми и вечными. Могу лишь добавить о литовском театре, что это решение не театра, а художественного руководителя Йонаса Вайткуса, одного человека, и считаю, что это решение как минимум популистское и не имеющее никакого отношения к искусству. Потому что если бы у Вайткуса была бы какая-то художественная или политическая составляющая в его эмоциях, он мог бы лично мне написать все что думает и что, мол, теперь со мной, таким-сяким, и здороваться не будет. Ведь мы с ним вместе учились в институте, знакомы 45 лет. А вот писать письмо, публиковать на сайте Министерства культуры Литвы – это значит зарабатывать дешевый политический капитал. Так и можете написать.

– Вы собираетесь и дальше приглашать литовских режиссеров в свой театр?
- Политики делают свое дело, деятели театра – свое. Считаю, что хороший спектакль, скажем, Някрошюса или Туминаса, показанный здесь, для сближения наших народов и культур делает больше, чем выступления с трибун тех или иных политиков.

– Ожидаете ли вы отказов европейских театров от участия в предстоящем фестивале «Балтийский дом»?
- Всё! Давайте на этом закончим разговор! Рано на эту тему рассуждать.                 

Павел ЯБЛОНСКИЙ











Lentainform