16+

Каким будет фильм по повести писателя Прилепина

06/05/2014

Каким будет фильм по повести писателя Прилепина

Режиссер Алексей Учитель снял фильм по повести Захара Прилепина. Называется «Восьмерка». В ней Прилепин опять рассказывает про омоновцев, бандитов и красивых девушек. Омоновцы бьют бандитов, бандиты – омоновцев, в результате красивые девушки не достаются никому.


          Все эти герои появились в 90-е и, кажется, там и остались.  При этом у «Восьмерки»  неожиданный финал, который делает ее очень созвучной сегодняшнему дню.  Это отражается и в названии повести: изображение цифры «восемь»  – это  знак бесконечности, когда время  двигается по кругу, а события и люди возвращаются. Прямо как сейчас у нас.  Говорят, что Учитель очень хотел снять фильм по другой повести Прилепина – «Санькя», но она была занята. И тогда Прилепин написал для него «Восьмерку». Почему  Учитель полюбил   Прилепина, понятно: этот режиссер вообще любит рисковать и делать неожиданные вещи.  То, насколько  последовательно Алексей УЧИТЕЛЬ  экранизировал повесть писателя-бунтаря, он рассказал «Городу 812».  

– Повесть  Прилепина «Восьмерка» довольно жесткая по содержанию: ее герои – омоновцы – всю повесть дерутся с бандитами, защищая коррумпированную власть. А финал у повести вообще неожиданный. Вы сохранили эту сюжетную канву?
– Конечно, я внес свои изменения. Но с согласия Захара. Вообще, сначала  я хотел, чтобы он написал сценарий. Но он отказался, потому что считает свою  повесть законченной. Ему не хотелось  вторгаться в ткань повествования. Плюс к этому он не пишет сценарии. Поэтому сценарий  к фильму  писал замечательный сценарист Александр Мендадзе. Вместе с ним мы – Захар и я – собирали и создавали сценарий.

– Мужские герои Прилепина – и омоновцы, и бандиты  – отличаются от героев девяностых – Данилы Багрова, прежде всего. В «Восьмерке» герои уже не готовы последовательно защищать своих, они не такие цельные.  
– Во-первых, герои «Восьмерки»  готовы защищать своих. Это четверка друзей, и очень сплоченная. Для меня, во всяком случае. Я их даже сравнивал для себя с «Тремя мушкетерами». Во-вторых, для меня  в  этой истории было важна  любовная линия. Она есть у Прилепина, но мы ее расширили. 

– У Прилепина героиня – молодая красивая женщина – выбирает не омоновца, а бандита. Который там неожиданно мудрый человек.  А омоновцы вообще похожи на зверей – им все равно, кого бить.
– Знаете, я совсем  по-другому прочел эту повесть. Да, там есть эта звериная сущность. Но она проявляется в том, что каждый отстаивает свои интересы. Причем не  бандитские или омоновские, а человеческие.  Главная интрига и интерес в фильме в том, что вражда происходит от любви. По сути это история Ромео и Джульетты. Тем более что героиня и у Прилепина и у нас  так до конца и не делает окончательного выбора.

– В повести  есть и политический момент: Прилепин называет своих  омоновцев  опричниками, которым не дозволенно трогать бояр.
– Политической темы я там не заметил. Там есть, скорее, социальная тема. И у  нас она присутствует. У нас в картине есть даже Ельцин. И действие картины, в отличие от повести, происходит под Новый  двухтысячный год, когда мы мало того что  вступили в новое тысячелетие, но  и сменили лидера страны. Это тоже довольно символично. Герои  фильма за что-то борются,  дерутся на кулаках, избивают своих недругов. Но мы же видим, с каким багажом  они входят  в новый век. И мы с ними.

– Вы получили на съемки «Восьмерки» финансирование от Фонда кино. У государственных структур не возникло возражений против того, чтобы  на государственные деньги снимать кино по повести бывшего нацбола?
– Никаких возражений я не встречал. Мало того –  фильм, я надеюсь, скоро выйдет на экраны. И довольно широко. Что же касается политической ориентации Прилепина, то по этому поводу  есть много громких… всяких  переборов, которые ему же пришивают. Между тем он человек умный, интеллигентный, с широким кругозором, который  меня поражает. Да, он имеет какие-то  жизненные позиции, которые, как мне кажется, меняются с жизненным опытом. Но мне это не то что не  мешает, а даже интересно. Его книги широко издают в нашей стране.  Он признан два, кажется,  года   назад лучшим писателем десятилетия. По-моему, он один из самых  известных людей в нашей стране.

– Его  книги издаются без финансовой поддержки  государства, а  на ваше кино государство  выделяет деньги. Это должно было хоть как-то, но сказаться.
– Чтобы издать книгу, нужно несколько тысяч долларов, а снять кино  – несколько миллионов. Это несколько разные деньги. Понимаете, российское кино держится на том, что его активно финансирует государство. 90 процентов российских фильмов частично или полностью финансируется с помощью государства.  Если бы не это, никаких фильмов – ни плохих, ни хороших – не было бы. Тут не о чем говорить. Если ты противник всего того, что происходит, – наверное, ты должен искать деньги в другом месте. Другое дело, что государство не должно на тебя давить. Что-то запрещать.

– Деньги давать, но не давить! Это фантастика.
– За последние двадцать лет ни одна моя картина не подверглась никакой  цензуре. Пока еще ни одного кадра, ни одного слова, даже матерного, меня не заставляли  убрать.

– Но сейчас есть все признаки  того, что ситуация меняется. Министр культуры Мединский произнес  характерную фразу: пусть расцветают  все цветы, но не каждый цветок государство будет поливать.
– Ну, я считаю, все, что связанно со словом «искусство», все высокохудожественное обязательно должно финансироваться.  Если это произведение чисто агитационное хотя бы в какую-то сторону, государство вправе выбрать. Но я думаю, что  авторам,  режиссерам, сценаристам, писателям, которые умеют талантливо говорить о чем-то, что не нравится, хватит ума делать вещи...  А вы можете мне назвать хотя бы один пример, когда что-то было запрещено?  

– В Петербурге сняли с проката фильм «Зимний путь». 
– Тем не менее этот фильм шел в прокате, его показывали на «Кинотавре», о нем писали, его обсуждали. Его никто не запрещал. Дураков и недальновидных людей у нас очень много. Во всех сферах. Если такие нашлись, то им же плохо. Я думаю, что найдутся другие кинотеатры.

– Значит, думаете, добрая воля возобладает?
– Не всегда. Встречаются такие случаи, когда люди из низшего командного состава из-за перестраховки, из-за того, что они слышат, читают, убеждены, что они должны выметать все. Это очень плохо.                 

Елена НЕКРАСОВА











Lentainform