16+

Может ли наше ТВ с помощью 25-го кадра влиять на аудиторию, освещая события на Украине

26/05/2014

Может ли наше ТВ с помощью 25-го кадра влиять на аудиторию, освещая события на Украине

Российские телеканалы используют во время трансляций 25-й кадр. Об этом заявила Служба безопасности Украины. СБУ уверяет, что два месяца изучала видеоматериалы, которые транслируют российские телеканалы, и обнаружила в них запрещенные международным законодательством технологии психологического воздействия на аудиторию, в частности «25-й кадр».


     Был продемонстрирован видеофрагмент выпуска новостей на телеканале «Россия-24». На протяжении всего выпуска о событиях в Одессе 2 мая в углу экрана появляются надписи: «поджог правый сектор», «людей убивают бандеровцы», «нацгвардия убийцы».

Петербургские эксперты заявили «Городу 812», что в эффективность 25-го кадра не верят.

В России о 25-м кадре много говорили в 1990-е (в 1998 году террорист Елисеев едва не взорвал Петропавловский собор, требуя, чтобы ему дали выступить в эфире и разоблачить махинаторов на Первом канале). Тогда экспертиза никаких следов 25-го кадра не выявила, взрывника посадили, а психологи на все лады поясняли: эффект от 25-го кадра сравним с эффектом от всем видимой бегущей строки. Заставить голосовать за нелюбимого кандидата он не может.

По поводу заявлений Службы безопасности Украины профессор кафедры теле- и видеотехники Университета телекоммуникаций Олег Украинский заявил «Городу 812», что в технологию 25-го кадра не верит, как и в прочие психологические побрякушки вроде НЛП. «Народ любит чудеса, в том числе псевдонаучные, поэтому про такого рода страшилки слушает с большим интересом. Но наше телевидение и без всяких высокотехнологичных эффектов рождает в людях агрессию. Детей жалко, которые это смотрят…»

Елена Кудрявцева, кандидат психологических наук, оценила ситуацию неоднозначно:

– Во-первых, текстовая информация, поданная посредством 25-го кадра, бессмысленна. Все эти фразы типа «убивают бандеровцы» зритель просто не воспримет или воспримет, но отреагирует не так, как хочется автору. Это бессмысленно – вмонтировать их в видеосюжеты, рассчитывая на буйную реакцию масс. Картинка – иное дело. Она должна быть узнаваемой и очень простой, вроде дорожного знака. Мало ли у нас узнаваемых символов. Скажем, плакат «Ты записался добровольцем?» Да, 25-й кадр может сработать как катализатор при какой-то локальной мотивации, но для этого нужна предикция, надо, чтоб мировоззрение у человека уже сформировалось в нужном направлении. Тогда, если мозги уже подготовлены, может быть реакция. А если с головой все в порядке, то не будет.

Впрочем, если зритель на Украине смотрит российское ТВ, значит, он уже подготовлен. Очень уж оно у нас специфическое. Пропаганда там плоская, прямолинейная, без всяких признаков искусства. Даже когда у нас было два телеканала – и то наблюдалось какое-то разнообразие сюжетов. Сейчас его нет. Но украинцы, в отличие от нас, могут выбирать, свое телевидение смотреть или российское. И там,и сям – чушь, но есть выбор. Мне кажется, эти наговоры по поводу 25-го кадра сработают в отрицательную сторону. Это старый прием: все время нести ахинею, чтобы твой противник, в данном случае – российские телеканалы, тратил все ресурсы на оправдания. Но здесь он не сработает.              

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform