16+

«Свои причины для саботажа есть у всех – от слесаря, до высшего начальства»

29/05/2014

«Свои причины для саботажа есть у всех – от слесаря, до высшего начальства»

В России продолжается расследование падения ракетоносителя «Протон-М», который 16 мая должен был вывести на орбиту крупнейший отечественный спутник связи «Экспресс-АМ4Р». Внезапно среди одной из возможных причин аварии стала рассматриваться возможность саботажа.


           Ракета-носитель «Протон-М» была запущена с космодрома Байконур 16 мая 2014 года. Она должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4Р». На 540-й секунде полета связь с ракетой была утрачена и произошло аварийное выключение двигателей. При этом головной блок от ракеты не отделился. Ракета-носитель «Протон-М» была запущена с космодрома Байконур 16 мая 2014 года. Она должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4Р». На 540-й секунде полета связь с ракетой была утрачена и произошло аварийное выключение двигателей. При этом головной блок от ракеты не отделился.

Комиссия, расследующая причины инцидента, считает причиной падения ракетоносителя разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени, но при этом не исключает и версию саботажа, сообщают РИА Новости.

Об этом в заявлении Роскосмоса заявил председатель комиссии, первый замгендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. Правда, он не уточнил, на каком именно этапе произошло намеренное вредительство

В пользу этой версии говорит проверенная и отработанная на протяжении десятилетий схема постройки и запуска летательных аппаратов: «Протоны» успешно функционируют с 70-х годов. С тех пор все «детские проблемы» должны быть решены, да и крушения стали случаться не так давно.

Эти слова оперативно прокомментировал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Аварийной комиссии Роскосмоса сперва следует завершить свою работу и представить ее результаты в правительство РФ, а уж потом мучить общество очередными версиями случившегося», — написал он в Twitter.

Ранее среди технических причин обсуждались 4 основные версии: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя 3-й ступени ракеты-носителя, разгерметизация магистрали питания горючим рулевого двигателя 3-й ступени, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор рулевого двигателя, засорение фильтра по линии горючего рулевого двигателя.

Несмотря на то, какой именно узел был поврежден, предположение о намеренном срыве запуска может вполне успешно сочетаться с любой из причин. Определение технической причины аварии лишь позволит точнее определить – кому понадобилось срывать дело государственной важности.

Впрочем, тех, «кому выгодно», стали искать сразу после крушения ракеты. В числе основных подозреваемых назывались те, кто получит страховку за разрушенный аппарат. Позже к ним добавились и страховщики: в Сеть проникла информация о том, что корпорация «Ингосстрах», взявшая на себя обязательства по страхованию «Протона», перестраховала все риски в зарубежных компаниях, и тоже в накладе не осталась. Так что здесь вполне возможен сговор чиновников и страховщиков.

В любом случае, виновных уже ищут. Так, выступая на Международном петербургском экономическом форуме глава Роскосмоса Олег Остапенко пообещал принять жесткие кадровые решения в отношении виновных в аварии ракеты, сообщает ИТАР-ТАСС. Правда, имена конкретных персон, а также степень наказания назвать отказался.

В Сети высказываются и другие версии.

Валерий Чугунов утверждает, что лично знаком с ситуацией в отрасли, и происходящее объясняется намного проще: средства разворовывются еще на этапе создания аппаратов, а крушение – отличный способ спрятать концы в воду.

Часть комментаторов видит в произошедшем происки американцев, которые не устраивают массовых диверсий только потому, что пользуются нашими «Союзами».

Кто-то считает трагедию местью неизвестного инженера или слесаря, обиженного на низкую или не выплаченную вовремя зарплату. Также в пользу этой версии называют отсутствие в приемных комиссиях настоящих специалистов: их вполне могут формировать из ничего не понимающих в отрасли чиновников.

Таким образом, свои причины для саботажа есть у всех – от слесаря, до высшего начальства.

Как всегда, в обсуждениях нашли и политический подтекст: отдельные личности после упоминания слова «саботаж» вспомнили сталинские расстрелы и начали предрекать возвращение суровых времен.

Тем не менее, большинство уверено, что за расследованием последует чисто формальное наказание для тех, кого назначат «козлами отпущения», а истинные виновники случившегося выйдут сухими из воды.        

Фото nitarius.gorod.tomsk.ru








Lentainform