16+

Что за люди нарушают границу России и Финляндии

03/06/2014

Что за люди нарушают границу России и Финляндии

На границах Северо-Запада поредели ряды туристов. Поток россиян, выезжающих за рубеж, неуклонно рос до 2013 года. Прирост составлял 1 миллион 200 тысяч человек в год, так что пограничники с трудом справлялись с нагрузкой. А теперь рост остановился, начался спад. По мнению Анатолия Забродина, начальника пограничного управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области, причина – в изменении экономической ситуации, у людей стало немного меньше денег для путешествий.


       Так, в 2013 году в Петербурге и области зафиксировано 24 миллиона путешественников, пересекающих границу РФ. За три месяца 2014-го – только 4,6 миллиона, то есть поток снизился на четверть. Та же история с машинами: в первом квартале прошлого года границу пересекли 1,2 миллиона автомобилей, в этом – только миллион. Кстати, число нарушителей, переходящих границу нелегально, тоже уменьшилось.

Связано ли это с запретом для силовиков путешествовать по заграницам, генерал говорить не стал. Зато упомянул, что пограничники, офицеры и прапорщики довольны службой и отдыхают в санаториях в Сочи и в Крыму. Зарплата не стыдная: до 39 тысяч в месяц у прапорщика, до 75 – у майора. С 2010 года на границу перестали брать солдат-срочников,  теперь там служат только по контракту.

Основная добыча пограничников – эстонские табачные спекулянты и жители Азии и Африки, использующие Россию для безвизового транзита в Европу.

Нарушители государственной границы подразделяются на три вида. Те, кто собирал грибы и ловил рыбу в погранзоне, – в прошлом году таких поймали 830 человек, в этом – 240. Их или штрафуют, или отпускают с миром. Нарушители правил пребывания в погранзонах (две тысячи в прошлом году и тысяча в этом) – это, как правило, жители других регионов и стран. Наконец, настоящие нарушители, которые попытались незаконно перейти госграницу с использованием либо технических средств и незаурядной физической подготовки, либо поддельных документов. В прошлом году поймали 85 перебежчиков, в этом – только 6. Против них возбудили уголовные дела. В подавляющем большинстве это иностранцы из третьих стран, но встречаются и наши. Например, двое маргиналов, пытавшихся пешком уйти в Финляндию, не могли получить легально финские визы, потому что у них не было загранпаспортов. И даже внутренних российских паспортов у них не было, а только советские.

Самая большая категория нарушителей – рабочие-гастарбайтеры или иногородние туристы (но их меньше гораздо), которым зачем-то понадобилась наша погранзона. В Лебяжье, Светогорск, Сосновый Бор – если ты житель Петербурга и области – можно сейчас ездить без пропуска и загранпаспорта. Нельзя – в Усть-Лугу и Ивангород. Но в разрешенных городах полным-полно мигрантов, которые работают на тамошних предприятиях. Пограничники не раз пытались привлечь к ответственности работодателей, но тщетно. Иногда в их сети попадают «туристы» из стран Ближнего Востока и Африки (в последнее время много сирийцев), которые утром прилетели в Петербург, а уже вечером оказались в выборгских окрестностях, хотя делать им там нечего: ни работы, ни родных. Все они, считают пограничники, намеревались незаконно попасть в Финляндию, но доказать это невозможно, поэтому пограничники могут только выписать им административный штраф.

Среди контрабандистов, поставляющих в Эстонию водку и сигареты, больше граждан Эстонии, но встречаются и наши. Кто-то перевозит контрабанду, переплывая в гидрокостюме реку Нарову. В Калининградской области, говорят, использовали беспилотник.

В Петербурге и Ленобласти действуют 19 пограничных пунктов. Большинство из них перегружено. Так, пункт в Ивангороде рассчитан на нагрузку 3000 человек в день, Брусничное – 6000, Торфяновка – 5200, а пропускают они все до 10 тысяч человек ежедневно. Светогорск рассчитан на 2,5 тысячи, пропускает 6. Заказов на создание новых пограничных пунктов, например, от яхтсменов или вертолетных пилотов – пока не поступало. Все иностранные яхты попадают в город через погранпункт в Кронштадте, и он вполне справляется с нагрузкой 600 яхт в год.                

Нина АСТАФЬЕВА, фото newsland.com











Lentainform