16+

Почему Церетели не приехал на открытие своей выставки, а губернатор Полтавченко приехал

04/06/2014

Почему Церетели не приехал на открытие своей выставки, а губернатор Полтавченко приехал

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка новых работ Зураба Церетели «Возможные миры». Художнику исполнилось 80. Он долго создавал себя как миф – главный художник страны. Теперь миф работает на него.


           Первый мифотворческий шаг Церетели – должность главного художника МИДа СССР в 1970–1980 годах. Церетели оформляет советские посольства по всему миру. Оттуда знакомства с Пикассо и Нимейером, оттуда интерес к западному искусству ХХ века, неведомому тогда большинству сограждан. Оттуда дизайнерский опыт, помогающий чувствовать начальственные и общественные запросы.

Следующий шаг – художественный руководитель мемориального комплекса на Поклонной горе (1993). В смутное время, когда менялись ориентиры и низвергались авторитеты, Церетели поставил на Лужкова и выиграл. Тема Победы не предполагает скандальных дискуссий.

В 1997 году Церетели становится президентом Академии художеств, обеспечивая себе поддержку традиционалистов. В 1999-м он создает Московский музей современного искусства. Тогда умолкают даже адепты контемпорари арта, в том числе ярые противники скульптур Церетели вроде 100-метрового Петра I в центре Москвы. Нелепо ругать бронзового монстра и одновременно участвовать в выставках на пяти площадках этого музея.

Когда оппоненты нейтрализованы, можно спокойно пожинать плоды, заниматься тем, что нравится самому, – рисовать большие картины, и помногу. Сериями – «Старый Тифлисъ», «Цирк», «Ненасытные». Как заметил на вернисаже один известный грузин, фамилия Церетели означает в переводе «пишущий». Если оставить за скобками скульптуры «Малевич» и «Кандинский», явно предназначенные для открытого воздуха, а не музейных залов, то выставка «Возможные миры» представляет собой оммаж классикам ХХ века. Прежде всего, фовистам – Матиссу, Руо, ван Донгену, они считываются в любой картине, названия и сюжеты не имеют принципиального значения. Впрочем, в  картинах Церетели смешаны и Шагал, и Пиросмани, и Леже, и Ван Гог, и Сикейрос. Как некогда левые «мосховцы» и «лосховцы», он провоцирует публику разгадывать источники. Публика, кстати, состоит в основном из людей среднего возраста.

Сейчас такое искусство в мире принято называть дизайном. В этом нет ничего оскорбительного, оно предназначено радовать глаз, украшать интерьеры. Яркие краски Церетели для этого вполне подходят.

Зураб Церетели на вернисаж не приехал: говорят, грипп и температура. Знатоки протокола утверждают, что приглашенный резать ленточку Георгий Полтавченко в этом случае мог поручить сделать это своему заму. Но губернатор нарушил неписаные правила и открыл выставку. Вот что значит сила мифа.

Кстати

На открытии выставки Церетели основательница издательского дома «Политическая пропаганда» Оксана Шалыгина (она же соратница известного арт-активиста Петра Павленского) оригинальным способом презентовала новую книгу акционистов Александра Бренера и Барбары Шурц «Бомбастика» – она достала книгу из собственного тела, имитировав процесс ее рождения. Затем  книга была передана в руки дочери Зураба Церетели. Никаких санкций в отношении активистки не последовало.


Почему Церетели не приехал на открытие своей выставки, а губернатор Полтавченко приехал


Вадим ШУВАЛОВ, фото russianla.com, online812









Lentainform