16+

Как надо готовиться к полету, чтобы с вас не содрали 100 евро за лишний килограмм багажа

06/06/2014

Как надо готовиться к полету, чтобы с вас не содрали 100 евро за лишний килограмм багажа

На прошлой неделе в Госдуму поступил законопроект, изменяющий правила перевозки багажа в самолетах. Документ разрешает авиаперевозчикам не возить бесплатно багаж пассажиров. Для кого новый закон полезнее – для пассажиров или авиакомпаний? И с какими чемоданами правильнее летать? – разбирался «Город 812».


            Пассажиров спасет смекалка

Сцена в аэропорту. Семья из трех человек скандалит у стойки регистрации. У них на всех – один большой чемодан. И весит он на пару килограммов больше, чем разрешено билетом. Представитель авиакомпании просит заплатить за перевес. Сто евро. Или никуда не лететь. Семье жалко 100 евро…
Другая ситуация, там же: дама сдает в багаж чемодан и пляжный зонтик. За перевозку зонтика ее просят заплатить 50 евро.

Эксперты говорят: типичные ситуации. Особенно в период летних отпусков. Особенно – на курортных направлениях.

Так происходит из-за того, что авиаперевозчики имеют право устанавливать собственные нормы провоза бесплатного  багажа. Причем на разных направлениях, рейсах и типах самолетов нормы могут отличаться. Авиакомпании так же сами определяют, какую плату брать за сверхнормативный багаж.

Единых, принятых во всех странах стандартов перевозки багажа не существует. Для подсчета багажа в мировой практике используются две системы: весовая (weight concept) и  штучная (piece concept).
Весовая концепция предусматривает ограничения по весу и размеру сумок в зависимости от класса билетов. Как правило, для эконом-класса это 20 кг на человека и 158 см по сумме трех измерений одного чемодана (длина+ширина+высота). Для бизнес-класса – 30 кг и 203 см суммарного габарита. То есть один чемодан бизнес-пассажира не должен весить более тридцати килограммов, и по сумме длины-ширины-высоты не может превышать 203 сантиметров.

Штучная концепция определяет количество единиц багажа, которые пассажир может везти с собой. В билетах она шифруется как «PC». Например, «2 PC» означает, что бесплатно разрешен провоз двух мест багажа на одного человека. Стандартно вес каждого чемодана не должен превышать 32 кг.  При этом общий вес чемоданов не суммируется. Ограничения по габаритам – те же, что и при  weight concept. Штучная концепция обычно применяется на трансатлантических рейсах.

Некоторые авиакомпании вообще не принимают чемоданы, весящие более 32 кг. Это связано с соблюдением трудовых прав грузчиков. Во всех случаях перевозку тяжелого багажа нужно заранее согласовывать с авиакомпанией.

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации в аэропорту, нормы провоза багажа полезно узнать заранее, одновременно с покупкой билета. Также полезно сразу выяснить, сколько придется доплачивать за сверхнормативный багаж. Еще полезнее – собрать чемодан и взвесить его перед покупкой билета. Тогда если обнаружится перевес, заплатить за него можно будет со скидкой – на сайте авиакомпании. Большинство перевозчиков сегодня предлагают такую услугу: скидка от тарифа при оплате онлайн достигает 30-50 процентов.

В трудные ситуации могут попадать туристы, возвращающиеся, например, с отдыха с большим количеством покупок.  Предсказать заранее, насколько потяжелеют их чемоданы, невозможно. Но в  некоторых отелях есть весы для багажа.

…Скандальная семья, которой было жаль отдавать 100 евро за свой чемодан, нашла выход из положения. Они купили в аэропортовом магазинчике сумку за 20 евро, переложили туда часть вещей и провезли весь свой багаж абсолютно бесплатно. На трех человек у них получилось два места. И дама с пляжным зонтиком тоже проявила смекалку: она попросила третьего члена скандальной семьи оформить зонтик на себя. И тоже провезла его абсолютно бесплатно.

Сколько вешать в штуках

Новый законопроект, разработанный Минтрансом, предлагает внести изменения в Воздушный кодекс РФ. Документ был одобрен на заседании Правительства РФ 21 мая, а 27 мая внесен в Госдуму. Согласно ныне действующим в России правилам, авиапассажир имеет права на бесплатный провоз не менее десяти килограммов багажа, плюс ручная кладь.  При этом количество чемоданов, которые человек везет с собой, нашим Воздушным кодексом никак не регламентируется.
Большинство отечественных авиаперевозчиков сегодня фактически применяют мировую систему, используя и весовую и штучную концепции. При этом многие ограничивают и вес и количество чемоданов на один билет. Минтранс предлагает узаконить применение в России обеих мировых багажных концепций. С выгодой для пассажиров.

«С целью нивелирования рисков, связанных с применением российскими и иностранными перевозчиками различных подходов к расчету допустимого для бесплатной перевозки количества багажа... законопроектом предлагается установить альтернативные способы определения нормы бесплатного провоза багажа (не менее 10 кг и (или) двух  мест багажа), а также возможность комбинирования данных способов», – говорится в пояснительное записке к законопроекту.
В этой части документ расширяет права пассажиров. Если его примут, то норма провоза багажа при штучной концепции составит два места на человека. А не одно, как сегодня установлено в большинстве отечественных авиакомпаний.

Кроме того, в законопроекте Минтранс предлагает  вообще отменить норму бесплатного провоза багажа. Последнее позволит авиакомпаниям продавать более дешевые билеты.  Сегодня стоимость обработки и транспортировки багажа заложена в тариф абсолютно всех билетов, поэтому даже людям, путешествующим налегке, приходится платить за эту услугу.  Во всем мире безбагажные билеты продают лоукостеры.  Поправки, предлагаемые Минтрансом, облегчат лоукостерам доступ на российский рынок.

«Реализация законопроекта создает условия для формирования… сегмента низкобюджетных (low cost) авиакомпаний, а также позволяет авиакомпании формировать более широкую линейку тарифов за счет предложения различных условий по перевозке багажа пассажира», – говорится в пояснении к документу.

Эксперты говорят, что инициатором законопроекта был «Аэрофлот», лоббирующий интересы своего «Добролета», который должен стать первым отечественным лоукостером
– Отказ от предоставления права бесплатного провоза багажа – один из важнейших элементов обеспечения деятельности лоукост-авиакомпаний. Во-первых, когда пассажиры путешествуют налегке, уменьшается время обслуживания рейсов и авиакомпании могут ускорять оборот воздушных судов. Во-вторых, сокращается расход топлива,  что в масштабах флота дает значительную экономию. Но, на мой взгляд, говорить о каких-то радикальных изменениях для пассажиров не приходится. Появление нормы про два места багажа, думаю, не добавит существенных возможностей пассажирам. Но и не нанесет сколь-либо серьезного ущерба авиаперевозчикам. В законопроекте речь идет о том, что правила перевозки багажа в большей степени отдаются на откуп авиакомпаниям. Которые, например, могут сказать, что первое место провозится бесплатно, а второе – только за доплату. Законопроект, по сути,  просто приводит нормативно-правовую базу в соответствие со сложившейся практикой, – говорит главный редактор портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Госдума должна принять документ до конца года.                        

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform