16+

Беременная петербурженка получила «Национальный бестселлер» за производственный роман

09/06/2014

Беременная петербурженка получила «Национальный бестселлер» за производственный роман

«Национальный бестселлер» достался в этот раз 31-летней петербурженке Ксении Букше. Ее производственный роман обошел «Теллурию» москвича Владимира Сорокина. Ясно, что для глубоко беременной Букши все получилось очень даже хорошо. Но хорошо ли для премии?


           Главная петербургская литературная премия «Национальный бестселлер» была омрачена в этот раз не только тем, что в прошлом году ушел из жизни ее основатель Виктор Топоров, один стоивший остальных литературных критиков вместе взятых. Но и тем, что падение интереса к чтению привело к тому, что почти изжило себя рецензирование новинок в печатных изданиях. Узнать  читатели о новых книгах могут теперь разве что по выкладкам в магазинах. Некоторым механизмом оценки были и остаются премии. Но и они не дают полноценной навигации.

«Национальный бестселлер» изначально радел за литературу для умных и деятельных. И в таком качестве противостоял приверженцам кумовщины, т.е. «литературным мафиям» всех мастей. Для чего основателями была придумана прозрачная процедура на всех этапах: от выдвижения до итогового голосования. Ни одна крупная премия так и не решилась сделать процедуру голосования полностью открытой. На Нацбесте же все честно, поэтому результат всегда непредсказуем. Организаторы запускают процедуру и уже не влияют на дальнейшее принятие решений.

Победитель выбирается в два этапа. На первом этапе Большое жюри, состоящее из профессионалов, формирует шорт-лист. На втором – Малое жюри, в которое входят знаменитости, голосует, определяя победителя. Невключенность Малого жюри в литературный процесс защищает премию от возможной победы заумников и тягомотников, недоступных для понимания простыми смертными.

В этот раз процедура предварительного отбора сработала привычно хорошо. Судя по внутренним рецензиям Большого жюри, опубликованным на сайте премии, в шорт-лист вошли действительно сильнейшие книги. Из не прошедших в финал, но заслуживавших этого, можно назвать Евгения Чижова («Перевод с подстрочника»), Сергея Самсонова («Железная кость»), Нину Федорову («Уйти по воде») и Анну Старобинец («Икарова железа»).

Так бывало и раньше: не все достойные книги добирались до финала. Впрочем, сборник рассказов «Икарова железа» Старобинец вошел в «молодежный» список премии. (В этом году телеканал «2Х2» как спонсор предложил приз лучшему автору до 35 лет – рекламу в эфире. Для этого выделили отдельную номинацию.)

Как обычно, гости собрались в Петербурге в первое воскресенье июня. Предстояло выбрать одну из шести книг. Соревновались «Печатная машина» дебютанта Марата Басырова. «Завод «Свобода»» быстро и много пишущей Ксении Букши. Сборник рассказов «Царь головы» любителя жуков и имперца Павла Крусанова. Плюс безусловное, как считают многие, событие этого года – «Теллурия» Владимира Сорокина. Плюс историческая сага об истоках современной российской государственности – «1993» журналиста Сергея Шаргунова. И наконец – апология Гоголя «Возвращение в Египет» «нового Платонова», москвича Владимира Шарова.

Из шести финалистов победить мог кто угодно. При этом пятеро писателей вместе взятые как бы противостояли одному Владимиру Сорокину. О пророческом даре которого после «Дня опричника», «Сахарного Кремля», а теперь «Теллурии» кто только ни говорил. Предвидя, вероятно, результат голосования, живой классик не приехал. Ведущие церемонии оправдали его, сославшись на сорокинскую мизантропию. Сорокин, кстати, уже побывал в шорт-листе Нацбеста дважды: в 2001 и в 2007 годах. Оба раза не приехал и оба раза проиграл. Такая вот прозорливость.

Первый конфуз вышел, когда представительница канала «2Х2» объявила победителя «молодежной» номинации. Выйдя на сцену, 35-летняя Анна Старобинец скромно удивилась: вот, мол, довелось после десяти лет писательской карьеры выиграть «молодежный» Нацбест. Выбор телеканала-спонсора был, по правде говоря, предсказуем на 100%. С другой стороны, хотя и чуть неловко вышло, но – разумно и справедливо. Книги Старобинец, полные фантастики, жути и магических перевоплощений, действительно соответствуют по духу «кидалтовому» содержанию телеканала «2Х2», и реклама, идеально попадающая в целевую аудиторию, пойдет автору книг «Переходный возраст», «Убежище 3/9», «Живущий» и других только на пользу.

По результатам голосования Малого жюри (в нем всего шесть человек плюс председатель, который голосует только в спорных случаях) Шаргунов и Шаров получили по 1 голосу. Сорокин и Букша – по 2. То есть надо было выбрать между московским мэтром Сорокиным и молодой петербурженкой Букшей. Председатель жюри писатель Леонид Юзефович, в чью обязанность входило выбрать победителя в такой ситуации, с легким сердцем, как он сам сказал, проголосовал за Ксению Букшу и ее роман «Завод «Свобода»».

Выбор можно было бы назвать скандальным, если не знать, что у Леонида Юзефовича совсем другие взгляды на литературу, чем у автора «Теллурии». Юзефович реалист и не раз выступал против фантастики в искусстве. (Вот, например, что он как-то заявил: «Всю жизнь не любил романы, действие которых происходит в вымышленных городах и странах. Мне кажется, что так человек расписывается в своем бессилии, ведь воссоздать реальность гораздо труднее, чем придумать какую-нибудь Швамбранию».) Если бы Юзефович проголосовал по принципу «не дадим Сорокину, потому что у него и так все есть», было бы не очень красиво. Но это не тот случай. Вода и камень, лед и пламень – Юзефович и Сорокин разные стихии. Другого решения тут быть не могло.

Это если смотреть по существу. Если же рассматривать выбор победителя как общую ответственность, а не как сумму голосов независимых друг от друга членов жюри, то скандальные заголовки «Нацбест предпочел Букшу Сорокину» не пойдут на пользу премии.

Но как бы отнесся к случившемуся Виктор Топоров? Скорей всего, он был бы доволен результатом. Потому что Топоров как минимум хорошо относился к творчеству Букши. Значит, причин для недовольства нет: дух «Национального бестселлера» сохранен.

Ведущий церемонии Артемий Троицкий, кратко знакомивший публику с содержанием книг-финалистов, так охарактеризовал роман «Завод «Свобода»»: «Это производственный роман. Главный герой – завод, люди лишь штришки к его портрету. В своем роде – интересный и уникальный эксперимент».

Омрачает результат одно. Давно уже литературные эксперты согласились, что итог «Национального бестселлера» – не столько даже победитель. А весь шорт-лист премии, который и должен сориентировать читателей, что интересного было написано за год. То есть читать нужно не только лауреата, а всех финалистов. При жизни Виктора Топорова все книги короткого списка внимательно разбирались им в прессе. И не только им, но еще и кругом критиков, который вокруг него сложился. Теперь же мы не только не узнаем, что сказал бы Топоров по поводу результатов голосования (а это было обычно интереснее самого голосования). Но и круг дружественных критиков распался,  о книгах вообще писать перестали. «Национальный бестселлер» еще продолжает ориентировать читателей в литературных новинках «для умных, но не заумных». Но премию теперь можно уподобить телевизионной лотерее, которую сняли с эфира, оставив лишь таблицы тиражей в газетах. Часы идут, но не бьют. Теперь это машина, которая работает так же выверенно, как и прежде, – но растолковать результаты ее работы некому.

«Национальный бестселлер–2014»


Короткий список


Марат Басыров «Печатная машина»
Ксения Букша «Завод «Свобода»»
Павел Крусанов «Царь головы»
Владимир Сорокин «Теллурия»
Сергей Шаргунов «1993»
Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

Победитель Нацбеста-2014 – Ксения Букша

Номинация «Нацбест-начало»
(Совместно с телеканалом 2Х2)

Валерий Айрапетян «В свободном падении»
Ксения Букша «Завод «Свобода»»
Кирилл Рябов «Сжигатель трупов»
Анна Старобинец «Икарова железа»
Сергей Шаргунов «1993»

Победитель в «Нацбест-начало» – Анна Старобинец                 

Дмитрий ТРУНЧЕНКОВ











Lentainform