16+

Сумеет ли победить Украину норвежское медленное ТВ

10/06/2014

Егор СЕННИКОВ

С начала украинских событий большая часть российского телевидения не выходит из боевого режима: в новостях Украина на первых позициях, в политических ток-шоу разговоры только об Украине, документальные фильмы про Украину в целом и бандеровцев в частности – еще тех, времен Великой Отечественной. От такого меню неминуемо устанет даже самый преданный российский телезритель.


          Поэтому с каждым новым месяцем украинских столкновений все сильнее хочется найти что-нибудь совсем не связанное с братской страной. Активное наблюдение за российским телевидением выявило два таких возможных варианта ухода от темы.

Первый путь  обозначен петербургским каналом 100ТВ. У нас в городе, как известно, несколько телеканалов, но два основных – это 5-й и 100-й; первый – федеральный, второй – региональный. И если в прошлом новыми неожиданными передачами больше радовал Пятый, то теперь вперед рвется Сотка – закупает и показывает скандинавские и английские детективы, показывает норвежский и шведский нуар. Да и политическим обзорам придает пикантности чередование таких спикеров, как критик Никита Елисеев, депутат Виталий Милонов и журналист Роман Перл. А теперь вот еще собирается показывать крайне популярную диковину – норвежское медленное телевидение.

Норвежское телевидение – это особый вид телевизионного развлечения, весьма далекий от того, что обычно понимается под этим словом. Его придумали в Норвегии три года назад, и за это время новый жанр стал популярен в скандинавских странах и в Великобритании.

В 2011 году на норвежском телеканале NRK вышла документальная передача длиною в 8 часов, которая вся заключалась в съемке того, как по Норвегии едет поезд. Со всеми остановками. Норвежцам передача так понравилась, что ее сначала повторили, а затем показали еще и 134-часовую документальную программу о круизе на острова у арктического побережья Норвегии. Затем – про цикл жизни бревна: от растущего в лесу дерева до сгорания в камине.

А теперь эти передачи закупил наш петербургский канал 100ТВ и предлагает помедитировать и нам. По нынешним временам медленное ТВ просто обречено на успех.

Впрочем, конкуренцию ему могут составить передачи, пошедшие по второму пути. На канале «Культура» показали творение российского журналиста Владимира Соловьева «Муссолини. Закат».

В этом фильме именитый российский журналист с вальяжным видом ездит на красивой красной спортивной машине вокруг озера Комо в Италии и рассказывает, что все на самом деле было не так. И Муссолини не убивали, и сам он был мужик хороший, а никакие партизаны его не захватывали и не вешали, просто потому что не могло этого быть.

Доказательный инструментарий на уровне знаменитого курехинского «Ленин – гриб»; примерно так: «видите, на этой фотографии Муссолини смотрит налево, а он никогда не смотрел налево. Это значит, что в 1945 году он никак не мог быть на озере Комо». В качестве экспертов выступают пожилые итальянцы, которые в титрах подписаны очень просто, незамысловато: Энцио Берцальи, историк, фашист. Или Альдо Маттеоти, фашист.

В конце передачи Соловьев задушевно сообщил зрителям, что один сотрудник госбезопасности рассказал ему (Соловьеву) по секрету, что Муссолини жил после войны в Латинской Америке и прекрасно себя чувствовал. «Но это, – сказал Соловьев и доверительно посмотрел прямо в камеру, – совсем другая история».

Вообще, такой жанр называется фолк-хистори (поп-история или история для народа), у него есть свои почитатели и апологеты. Но как-то неожиданно было увидеть такой фильм в исполнении журналиста, который на другом канале ведет вроде бы серьезную политическую передачу. Для меня это как-то внезапно получилось.

В общем, через полгода после начала революционных бурлений на Украине российское телевидение и телезрители начали потихоньку уставать от создаваемой федеральными каналами реальности и решило попробовать найти другую. Получилось, что можно либо удариться в гиперреализм монотонных скандинавских путешествий или попробовать придумать совсем другую реальность – с живым Муссолини и историками-фашистами.

Какая реальность больше понравится телезрителю – я не знаю. Мне приглянулась норвежская монотонность.           

ранее:

Зачем телеведущая Ирада Зейналова украла текст «Спутника и Погрома»








Lentainform