16+

В Британии стали снимать шокирующие сериалы

20/06/2014

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Сегодня – о сериалах странных, не совсем форматных. Среди них лучший – английский мини-сериал «Черное зеркало», он меня глубоко поразил. Серии в этом сериале связаны друг с другом не сюжетом и не героями, а эстетикой и шокирующей составляющей, она есть в каждой истории. А главное – тем, что каждая история – это притча.


          Время действия самой первой серии – как бы наши дни. А в двух других – ближайшее будущее. Первая серия про то, что спит мужик с женой в постели, звонит телефон, он выходит в халате с босыми ногами в гостиную. А там уже собрались люди с протокольными лицами, выясняется, что это высшие чиновники Великобритании, а мужик в халате – британский премьер-министр. А лица у них такие протокольные, потому что они получили флэшку с записью видео похищенной принцессы (не принцесса Диана, но тоже молодая и красивая, все ее любят). Эту принцессу какой-то террорист украл, привязал к стулу. И вот она, рыдая, сообщает, что террорист ее убьет, если  не сделать того, что он хочет, до четырех часов. А хочет он, чтобы премьер-министр Великобритании в прямом эфире под определенными ракурсами, чтобы исключить фальсификацию, трахнул (в самом прямом физиологическом смысле) свинью (свинью тоже в прямом смысле, то есть животное).

А дальше идет реальное реагирование на нереальную ситуацию. Начинают работать спецслужбы, говорят, что информацию об этих условиях террориста уже перекрыть невозможно, потому что Интернет, и уже 50 тысяч этот ролик посмотрело. Журналисты включаются в работу: у одной корреспондентки источник в правительстве, но источник не хочет давать информацию, она бежит в туалет, быстро обнажает грудь, фотографирует себя, посылает источнику – дескать, я вся твоя. Тот тут же пересылает суперсекретные файлы… Проводят соцопросы: должен ли премьер-министр совершать акт со свиньей? Соцопросы говорят: не должен. Мы не должны идти на уступки террористам.
А одновременно заместитель премьера развивает бурную деятельность: находит порноактера и специалиста по спецэффектам. Актер должен заняться сексом свиньей, а специалист заменит его голову на голову премьера. Но порноактера узнают на улице, выкладывают фото в Сеть, террорист реагирует и присылает на телевидение отрезанный палец с перстнем принцессы.

Тут общественное настроение меняется – все требуют, чтобы премьер оприходовал свинью. И в итоге самый могущественный человек Британии едет со скорбным видом трахать свинью. Его успокаивают: ты, говорят, не волнуйся, мы свинье дали успокоительное, это надо просто пережить.

И когда начинается прямая трансляция, полностью пустеют улицы. Ни одного человека нет. Все смотрят. И нам показывают эти лица: у кого-то слюна идет от восторга, у кого-то ужас, у кого-то брезгливость. Но смотрят все.

И когда премьер-министр блюет в туалете после случившегося акта, выясняется, что отрезанный палец был мужской, и все это устроил художник, который хотел провести акцию современного искусства, а принцессу он отпустил за полчаса до начала трансляции. А палец он свой отрезал. И повесился.

Финал истории: прошел год, все вроде хорошо, премьер с женой выходят в свет, но когда они возвращаются домой, жена брезгливо от него отскакивает. А по ТВ говорят, что по прошествии года стало понятно, что вся эта история – величайшее произведение искусства, потому что его посмотрело 2 миллиарда человек.

Я так подробно пересказываю сюжет, потому что это самая шокирующая история этого сериала и потому что она самая актуальная для нашей страны – у нас рисовали член на мосту, у нас «Пусси Райт» прыгали в храме, и все это вызывало ожесточенные споры о том, считать ли это искусством.

С одной стороны – это притча о человеческой природе, о том, что в каждом из нас живет скотина. И  о том, что самый большой властитель может быть в одночасье низвергнут и заниматься любовью со свиньей. Плюс еще и притча о том, что с нами делают новые технологии. Вообще, много смыслов в этой истории можно найти.

В других новеллах речь идет о похожих вещах. В одной – недалекое будущее, мир – один гигантский небоскреб. На разных этажах люди крутят велотренажеры, зарабатывая очки, чтобы попробовать стать звездой. И вот главный герой крутит эти педали и потом решает помочь одной девушке, которая очень здорово поет, он отдает ей все свои бонусы. И она идет на этот конкурс. Все в восторге. Но жюри (а оно – как у нас  в «Минуте славы») говорит: поешь ты хорошо, но место певицы уже занято, мы тебе можем предложить только место в порно-шоу. Герой кричит: не смей! Но девушка соглашается.
И тогда он опять начинает собирать бонусы, экономит на всем и в итоге приходит на это шоу, приставляет к своей артерии осколок стекла и начинает высказывать жюри все, что он о них думает.

И пробивает этой речью зрителей. Ему говорят: «Ты – великий шоумен. Предлагаем тебе шоу – будешь стоять  с осколком у горла и пороть правду-матку». В общем, начинает герой выступать каждую неделю. Страшненькая такая история.

А третья новелла – про то что люди научились записывать в чипы, вживленные в мозг, свои воспоминания. Тоже о том, что делают с нами технологии. Например, занимается герой сексом с женой, и оба в это время смотрят воспоминания первого своего секса. Контраст разительный.

Во всех трех новеллах нет героев, котором хотелось бы сопереживать. Я не большой любитель таких вещей, но настолько мастерски всё сделано, что смотришь не отрываясь. И потом несколько дней не отпускает.

Создателям нужна была смелость, чтобы снять эти шокирующие истории, – и не в том, чтобы показать премьер-министра со свиньей, в Англии это давно не является проблемой. В отличие от нас, где есть запретные даже не на люди, а должности.
После трех серий первого сезона «Черного зеркала» вышел еще один сезон, тоже из трех серий, но я  их пока не видел.

Теперь о наших телевизионных достижениях. Есть у нас писатель Вадим Панов, он написал серию книг «Тайный город» – это такое фэнтези, в современной Москве живут настоящие колдуны и колдуньи. Они представители прошлых цивилизаций: навы, чуды  и люды. И вот они воюют друг с другом, и все это на фоне обычной московской жизни.
Книги у Панова неплохие, может, даже больше чем неплохие. И они очень просились  на экран. И вот сериал по ним сделали. И показали на РЕН ТВ.

Но сделали на уровне самодеятельности. Сэкономили, как   в «Мастере и Маргарите» на коте – там должен быть анимационный кот, а вместо этого в кота нарядили карлика. И стало нехорошо. Вот и в сериале «Тайный город» так.

В сказке должно быть очень смешно и очень страшно: если уж нападает оборотень, то это должно вызывать ужас у зрителя. А если не вызывает –  значит, плохо сделали. Скажем, в «Играх престолов» в эту сказку веришь. А тут – нет. И это  обидно, потому что книги Панова гораздо лучше сериала, и понятно, что второй раз по этим работам Панова уже не будут снимать.

Еще два неформатных американских сериала напоследок. Это пиратские сериалы. Первый называется «Черные паруса», он интересно снят, его стоит посмотреть любителям костюмированных приключений. А второй сериал – «Череп и кости», про знаменитого разбойника Черная Борода –  будет еще более успешным, хотя бы потому, что там снялся Джон Малкович.

Эти сериалы я советую посмотреть для хорошего настроения. Потому что английский сериал «Черное зеркало» – очень хороший, но он точно испортит настроение, а наш «Тайный город» тоже испортит – но уже просто потому, что сделан плохо.             

ранее:

«Лицемеры и ханжи гораздо хуже людей, которые могут сказать слово «жопа»
«Печально, что чиновники не хотят учиться родному языку»
«Я не верю, что наш потенциал таков, что мы не в состоянии сделать сериал уровня «Ходячие мертвецы»
«Из близких родственников через блокаду у меня прошли восемнадцать человек»
«В наших сериалах о войне бегают девушки в коротких юбках, сплошная любовь и ковбойские перестрелки»











Lentainform